Site icon ИА Русские новости

Увы, Митт, этот век не будет американским

Увы, Митт, этот век не будет американским

 

Пора бы американским политикам перестать делать вид, что Соединенные Штаты управляют всем миром

 

«Нынешний век должен быть американским, — подчеркнул Митт Ромни в своем недавнем выступлении по вопросам внешней политики. — В американский век, — продолжал бывший губернатор Массачусетса, — Америка ведет свободный мир, а свободный мир ведет весь остальной мир». Далее, в соответствии с традициями партии, вероятный кандидат в президенты от республиканцев заявил, что Соединенные Штаты — «исключительная страна с уникальной судьбой».

 

В предвыборный сезон такие слова легко слетают с языка. Но шаблонная риторика Ромни ужасно несвоевременна — как для американского электората, жаждущего менее затратной внешней политики, так и для мира, переживающего тектонические сдвиги. Резкий экономический спад и дорогостоящие, не имеющие явного завершения конфликты в Ираке и Афганистане подготовили американцев к тому, чтобы сосредоточиться на внутренних делах страны. Внешнеполитическая задача следующего президента США не состоит в том, чтобы зарыться головой в песок, отрицая быстрое изменение глобального распределения силы. Напротив, ему нужно трезво и спокойно реагировать на последствия этих изменений и обеспечить безопасность и благосостояние Соединенных Штатов даже несмотря на смещение центра экономической и военной силы.

 

Президент Барак Обама идет по правильному пути. Вывод войск из Ирака и поэтапный выход из Афганистана приведут военную активность США в соответствие с интересами страны. Специальные операции и применение беспилотников оказались гораздо более эффективными в борьбе с «Аль-Каидой», чем оккупация стран Ближнего Востока и Южной Азии, а присутствие флота в Персидском заливе является наилучшим способом воздействия на Иран. В условиях усиления Китая и наращивания экономической динамики в соседних с ним странах Обама прав, сокращая присутствие США в Европе и осуществляя стратегический «разворот» в сторону Восточной Азии. Этот шаг представляет собой необходимую гарантию паритета с амбициозным Китаем и гарантирует, что американским рабочим будет выгодно расширение рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Эта политика позволит Соединенным Штатам одновременно адаптироваться к меняющемуся глобальному ландшафту, экономно расходовать свои ресурсы и развивать экономику, способствуя выполнению обещания президента, который заявил, что первостепенной задачей является «государственное строительство в нашей собственной стране».

 

Ромни уже очернил прагматизм Обамы, заявив, что «наш президент полагает, будто Америка переживает упадок». Обама парировал ему в своем послании Конгрессу от 24 января, сказав: «Всякий, кто говорит, что Америка переживает упадок… не понимает, о чем ведет речь». В этом споре Обама явно имеет преимущество. Он признает, что при всех сильных сторонах Америки ее стратегия должна приспосабливаться к миру, в котором сила будет распределена более широко. А подчеркивая необходимость восстановления американской экономики, он обращается непосредственно к электорату, который желает больше справедливости и благосостояния в стране.

 

По данным последнего опроса общественного мнения, проведенного исследовательским центром Pew, 46 процентов американцев хотят, чтобы Соединенные Штаты «занимались своими делами», а 76 процентов полагают, что страна должна «больше сосредоточиваться на наших национальных проблемах», а не зарубежных вызовах. По историческим меркам это большая доля населения — явный признак того, что электорат испытывает экономический дискомфорт и опасается стратегического перенапряжения. Ромни следует иметь это в виду. Кто-то еще охотно принимает его хвастливые заявления о новом американском веке. Но обещание Обамы заняться государственным строительством в собственной стране будет воспринято еще лучше.

 

Даже если бы риторика Ромни возымела какой-то резонанс внутри страны, она совершенно не отражает формирующийся новый глобальный ландшафт. Соединенные Штаты — действительно исключительная нация, которая обладает такими уникальными качествами, как выгодное географическое положение, приверженность свободе и демократии и способность к международному лидерству. Но исключительность страны не должна использоваться как повод не замечать глобальные реалии.

 

В течение следующего десятилетия Китай по объему своего ВВП догонит Америку. По прогнозам Всемирного банка, к 2025 году доллар, евро и юань станут равными участниками глобальной «многовалютной» системы. Goldman Sachs ожидает, что к 2032 году совокупный ВВП четырех ведущих развивающихся рынков — Бразилии, Китая, Индии и России — будет сопоставим с совокупным ВВП «большой семерки». Безусловно, Соединенные Штаты преодолеют нынешний спад, и в ближайшие годы их экономика восстановится. Тем не менее, глобальная конкурентная среда неизбежно станет более однородной.

 

При этом военное превосходство Америки останется в ближайшие десятилетия бесспорным. Однако, как убедительно показали войны в Ираке и Афганистане, военная мощь не обязательно предполагает реальное влияние. А поскольку оборонный бюджет США ждут сокращения во имя восстановления фискального здоровья страны, Соединенным Штатам придется аккуратнее ввязываться в бой. В обеспечении безопасности страны политическая прозорливость и рассудительность будут играть по меньшей мере такую же важную роль, как и военная сила.

 

Как недавно отметил на страницах журнала Democracy профессор Университета имени Дьюка Брюс Джентлсон (Bruce Jentleson), признание того, что Соединенным Штатам необходимо приспосабливаться к грядущим изменениям глобального распределения силы, означает не упадочничество или пессимизм, а реализм. А для того чтобы безопасно провести Соединенные Штаты через эпоху перемен, необходимо видеть мир таким, каков он есть, а не уходить в иллюзорный комфорт отрицания фактов.

 

Для того чтобы приспособиться к усилению других стран, нужно прежде всего освободить место за столом для новичков. Этот процесс уже идет. «Большая двадцатка» постепенно берет на себя функции «большой восьмерки», расширяя форум для глобальных консультаций. В результате реформы, осуществленной в 2010 году, увеличился вес развивающихся стран во Всемирном банке и МВФ. Не за горами и расширение Совета Безопасности ООН, хотя в настоящее время решение этого вопроса увязло во взаимных противоречиях.

 

Но повышение представительности международных институтов — это относительно легкая часть задачи. Сложнее будет управиться с идеологическим разнообразием, которое будет сопровождать грядущие изменения глобального равновесия сил. Именно потому, что Соединенные Штаты являются исключительной нацией, их версия либеральной демократии может оказаться исключением, а не правилом.

 

В Китае, России и эмиратах Персидского залива укрепляются разновидности государственного капитализма — и этот процесс в обозримом будущем, скорее всего, продолжится. «Арабская весна» могла бы наконец принести демократическое правление хотя бы некоторым странам Ближнего Востока, но также она культивирует политический ислам; демократизацию не следует путать с вестернизацией. Даже те развивающиеся державы, которые уже являются демократиями (Индия, Бразилия, Турция), стараются идти собственным путем. У них регулярно возникают противоречия с Соединенными Штатами и Европой по вопросам торговли, ситуации на Ближнем Востоке, дипломатии, военных интервенций, охраны окружающей среды и т.д., причем они выбирают в союзники страны, аналогичные себе — неважно, демократические или нет. Воспевая силу Америки, Ромни не вправе молчать о том, как он планирует реагировать на все эти сложности.

 

Обеспечивать международную стабильность будет все труднее, поскольку развивающиеся державы принесут за стол переговоров собственные представления о порядке и правлении. Соединенные Штаты призваны играть ключевую роль, управляя этим разнообразием и направляя его в русло сотрудничества. Однако от излишне горячих заявлений о превосходстве Америки больше вреда, чем пользы. Если возникнет новый, основанный на консенсусе международный порядок, то к развивающимся державам следует относиться как к его равноправным участникам, а не просто объектам применения американской силы.

 

Вероятно, организация этого перехода к более плюралистическому миру является основным вызовом, стоящим перед американской политической мыслью в ближайшие годы. Похоже, Ромни готов обойти этот вызов стороной, утверждая, что никаких изменений не происходит, и преподнося политику Обамы как «красиво аргументированный отказ от мирового лидерства».

 

Обама должен приветствовать такие дебаты и не позволять своим оппонентам прятаться за покровом американской исключительности. Демократам больше не нужно чувствовать себя уязвимыми в том, что касается национальной безопасности; Обама продемонстрировал смекалку и силу по многим вопросам, включая ослабление «Аль-Каиды», разворот в сторону Азии и изоляцию Ирана. Он понимает, что динамичная, решительная дипломатия, подкрепленная силой Америки, сделает для Соединенных Штатов гораздо больше, чем самодовольные рассуждения об американском превосходстве.

 

Действуя на международной арене более разумно и выборочно и при этом с меньшими затратами, Соединенные Штаты не только сумеют навести порядок у себя дома, но и откроют перед развивающимися державами новые возможности, к чему те и стремятся. А правильная стратегия позволит вести правильную тактику; американцы охотно разделят с другими бремя участия в международных делах. Миру крайне необходимо такое американское лидерство, которое выражалось бы не в господстве над более слабыми, а в направлении все более сложного и разнородного мира к консенсусу и сотрудничеству.

 

Exit mobile version