Увеселительные сады и вокзалы в России XIX века ( II )

“Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию”[2]. Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку.

Сад искусственных минеральных вод И.И.Излера

Но время шло. И в начале 1870-х публика стала охладевать к «Минерашкам» — что ж, мода капризна.
Излер пытался удержать интерес публики, в 1875 году построил в саду каменный театр в мавританском стиле — «Альгамбра». Там шли оперетты, те же дивертисменты.
А летом 1876 года в саду вдруг случился пожар — да какой! Сад неожиданно загорелся сразу с четырех сторон. Возможно, это был поджог (конкуренты?). Сад Излера сгорел дотла. Иван Иванович не пережил удара и через несколько месяцев умер. Но оставил неоценимое наследство в виде опыта и замечательной — причем воплощенной — идеи «зрелищной индустрии».
Ах, увеселительные сады!..


Певец А.Давыдов арендовал в 1916 году сад «Аквариум» с целью открыть там театр итальянской оперы (увы, помешала революция). «Наследником» Летнего Буффа П.Тумпакова в Измайловском саду стал нынешний Молодежный театр, причем не только географически, но и «архитектурно-градостроительно», ибо театр размещается в бывшем Летнем павильоне Буффа, фундамент и часть стен которого сохранились еще от каменного театра тумпаковских (1901 года!) времен.
В саду «Аквариум», что на Петроградской стороне, в 1896 году состоялся первый в Петербурге киносеанс — и именно здесь, на месте «Аквариума», в 1923 году началось строительство кинофабрики «Севзапкино», в 1934 года переименованной в «Ленфильм». В увеселительных садах появились первые крытые катки, отсюда запускались первые воздушные шары с пассажирами. В «Аквариуме» второй раз в истории Петербурга построили Ледяной дом — копию прежнего, времен Анны Иоанновны.

Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ, стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из:

· Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом г. Васильевым;
· Дуэт тенора и баритона;
· Виртуозы игры на цимбалах;
· Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова”.
В театре:
· Полковые песенники, плясуны и музыканты;
· Гимнастические упражнения;
· Бальный оркестр г.Шлецингера”. [3]
Репертуар 1853 года:
“ В концертном зале:
· Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;
· Тирольские певцы;
· Соло-флейтист;
· Трио в составе сопрано, тенора и баритона;
· Дуэт на концертино;
· Па-де-де и вариации из балета;
· Акробатические упражнения;
· Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.
В эстрадном театре:
· Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;
· Фокусник-трансформатор;
· Гимнастические представления;
· Атлетические упражнения;
· Аттракцион: группа арабов-кабилов – скачки, игры и соревнования в единоборстве.”[4]
Позднее, в конце века, на месте “Сада Излера” был построен новым антрепренёром сад “Аркадия” и был оформлен им в мавританском стиле.
.jpg)
.jpg)
В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов, вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. Общество Царскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общей столовой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером. Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территории концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Здесь Павловский музыкальный вокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадки пассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и на месте его был сооружён новый.
.jpg)
В сороковых годах репертуар Павловского вокзала складывался из дивертисментов, вечеров современной танцевальной музыки и смешанных эстрадных концертов. Артистами, выступающими на сцене были братья Мальчугины, хор фабриканта В.Г.Жукова, хор московских цыган Ильи Соколова, тирольские народные певцы. Кроме того, в программах принимали участие духовые военные оркестры, а с конца сороковых годов – оркестры бальной музыки, которыми дирежировали известные в то время Иосиф и Иоганн Гунгль, Дютч и Цезарь Пуни.
.jpg)
Примечательно, что на вокзалах исполнялись самые современные произведения из Европы. Так только приобретающие популярность у себя на родине вальсы Иоганна Штрауса, исполнялись уже оркестром в Павловском вокзале. позднее в 1854 году посетившим этот вокзал.


Павловский вокзал приглашал также на гастроли иностранных исполнителей танцевальной музыки: в 1854 году приезжает со своей программой Иоганн Штраус (позднее он будет приезжать каждый год в течение пятнадцати лет).

Таким образом, успех лёгкой симфонической музыки и лёгких танцевальных форм способствовал сближению широкого круга посетителей Павловского вокзала.
Программы Павловского вокзала сочитали в себе смешанные эстрадные программы с исполнением танцевальной музыки. Частое обновление репертуара, непрерывность и длительность существования выдвинуло Павловский вокзал и его эстраду на исключительное положение.
В самом конце шестидесятых годов XVII века антрепренёр Мельхиор Гроти отктрывает вокзал и в Москве, арендовав для этого сад графа Трубецкого около Донского монастыря. В течение всего лета здесь проводились публичные собрания для благородных, которые проходили два раза в неделю. Здесь же давались балы и представлялись театральные пьесы.


Аттракционы Луна-парка.
В Москве в последней трети XVIII века открылся как филиал Петровского театра “Воксал Маддокса”. Здесь в летнее время проводились публичные собрания, происходили балы и ставились небольшие дивертисменты артистов оперно-балетной сцены. Обстановка была выполнена со вкусом: эстрада размещалась в центральном зале, окружённым великолепным садом. По воспоминаниям современника М. Загоскина, трудно было придумать что-либо лучше сборного места посетителей Петровского парка; крытые широкие террасы, красивые комнаты, прекрасные галереи и огромная зала.
На этраде Петровского парка давались смешанные эстрадные программы, и само наименование Петровского парка стало нарицательным для многих предприятий подобного рода в провинции.

Санные гонки в Петровском парке. Неизвестный художник, 1830-е-40-е гг.
Сад заканчивался прудом около которого, в хорошее время года, играла музыка. В большом зале устраивались спектакли с участием актёров публичного московского театра и приезжих трупп- немецких, французских и итальянских. Обычно вечер начинался с небольшой комедии или комической оперы в одном или двух действиях, за представлением следовал бал или маскарад, который заканчивался ужином, а потом можно было танцевать, играть в карты.
Гуляние продолжалось, как правило, до двух часов ночи. За всё это посетители платили около 5 рублей, включая и сам вход в “воксал” (1 рубль). Пять рублей, по тем временам, были большими деньгами. Фунт говядины, например, стоил 1,5-2 рубля; полтелёнка можно было купить всего за 1 рубль; а цена курицы составляла 5 копеек. Самых гастрономический обед в дорогом трактире обходился в 2 рубля.
Так что, судя по приведённым цифрам, нельзя было сказать что Петровский сад являлся общедоступным для большинства населения. Однако сад являлся не только местом увеселений дворянства, но и купечества, численность которого к началу XIX века увеличилась в несколько раз.

Хор цыган Гравюра 1871г
Предприимчивый купец Егарёв в 1863 году основал «Русский семейный сад» на Офицерской улице (на месте Демидова сада). «Русский семейный сад» пользовался особенным успехом у любителей шансонетной эстрады. С Егарёвым связана и история возникновения и процветания в Петербурге французской оперетки и кафешантана. Увеселительные сады устраивались при домах (чаще всего вблизи реки) или в парках усадеб, которые арендовались у знатных владельцев.
Сады находились на берегах Невы («Тиволи», «Таврический», «Зоологический сад» и др.), Мойки («Русский семейный сад», «Луна-Парк»), Фонтанки («Александрия», «Арбан», «Юсупов» «Измайловский» и др.), в пригородах: Лесное («Беклешевский сад»), Озерки (сад «Озерки»), Петергофская дорога («Удовольствие»), но больше всего их было на островах: Аптекарском («Монплезир», «Помпеи» и др.), Петербургском («Вилла Боргезе», «Аквариум» и др.), Петровском («Бавария», «Вокзал Тайвани»), Крестовском («Крестовский сад») и в Новой Деревне на берегу Большой Невки (сад Излера, «Ливадия», «Кинь-грусть», «Аркадия», «Каскад», «Казино-Электрик»).
Оформление пространства увеселительного сада, архитектурное решение деревянных построек (театров, открытых сцен, эстрад, различных павильонов) с применением «экзотических» стилей (мавританского, китайского и др.) и с сохранением традиции временных сооружений на народных гуляньях (балаганных театров, гор, каруселей, качелей), фигурная иллюминация, рекламные вывески, аттракционы и зрелища с их ориентацией на широкого зрителя, – все это способствовало созданию праздничной атмосферы и притягивало публику.

Зоологический сад в Санкт-Петербурге
Устроители садовых зрелищ и развлечений использовали свой огромный опыт в организации народных празднеств, а часть из них была увлечена идеей просвещения «простого народа». «Городской увеселительный сад, – вспоминает режиссер площадных и садовых театров А. Алексеев-Яковлев, – заинтересовал меня как особое сочетание зрелищ и развлечений, способных в занятной, затейливой форме знакомить с новейшими завоеваниями культуры и техники». И хотя увеселительные сады, в отличие от народных гуляний, посещались более «пестрой» (по социальному составу) публикой, их программа развлечений была ориентирована на широкого зрителя, а не на конкретного адресата.
Весной 1854 года император Николай I утвердил “Правила касательно учреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах”. Согласно этому законодатель-ному акту, отныне монопольное право на организацию концертов и других представлений пренадлежало Дирекции императорских театров. Всякого рода представления могли даваться в столицах лишь с разрешения Дирекции и при условии отчисления 1/4 части чистого сбора.
Утверждение монополии Императорских театров имело под собой экономическое основание, так как расходы театральной дирекции значительно превышали сумму сборов. Уничтожая конкуренцию с частными увеселительными предприятиями, правительство надеялось добиться некоторого сокращения дефицита казённых театров.
Таким образом, содержание публичных частных увеселительных садов стало экономически не выгодным и большинству из них пришлось закрыться.
Увеселительные сады в России способтвовали развитию современных эстрадных жанров и “лёгкой, развлекательной” музыки. Если на сценах театров Москвы и Петербурга господствовала строгость и представительность, исполнялись в основном серьёзная опера и многоактные пьесы, то в загородных садах преобладали лёгкие комические жанры и эстрадные дивертисменты. Основой представлений являлось развлекательность и увеселение публики.

Цыганские хоры – это почти обязательный атрибут ночной жизни Петербурга
Поначалу увеселительные сады организовывались для высшего дворянства не с целью заработка денег (наоборот большинство дворян разорялась, проводя подобные увеселения), а с целью приобретения определённого имиджа в обществе. Впоследствии, когда предпрениматели начали понимать, что подобные увеселения могут приносить неплохой доход, начали организовываться публичные сады.
Формы организации были различными. Это могли быть и единоличные предприятия, но, как правило, они организовывались в форме акционерных обществ, для привлечения большего начального капитала и партнёрства. Некоторые антрепренёры организовывали сады, арендовав участок земли и построив там нечто подобное сцене и гостинным залам. Впоследствии они приглашали исполнителей, выплячивая им гонорары из средств, полученных за реализацию входных билетов, а разницу брали себе.


Первый театр Петербурга
Широкую популярность вокзалам приносил репертуар. Чем новее, оригинальнее и интереснее была программа, тем больше было шансов на успешное экономическое положение. В садах выступали не только оркестры и отдельные музыканты, но и циркачи, спортсмены, акробаты, фокусники. Зрелищность придавали также и вечерние фейерверки, устроение которых поручалось порой и иностранным мастерам.
Педставления организовывались на любой вкус. Для ценителей и любителей музыки – роговые и камерные симфонические оркестры, для любителей театра – одноактные комедии, для любителей карточной игры – беседки или специальные залы, для любителей танцев – специальные площадки. Единственными людьми которые были “чужие на этом празднике жизни” были люди не умеющие веселиться.

Народные гулянья.
Важным и с самым большим недостатком подобного рода предприятий была их зависимость от погоды.
Увеселительные сады XIX века послужили праобразом сегодняшних Центральных парков культуры и отдыха. Посетители в праздничные и воскресные дни могли посмотреть выступления артистов разных жанров на летней сцене, потанцевать вечером на балу (нынешней дискотеке), покататься на лодках, прокатиться на атракционах, пообедать или поужинать, поиграть в шахматы и карты, ныне посмотреть видео фильм или просто посидеть на лавочке и посмотреть на фонтан.
Сейчас в столице ведётся реконструкция сада “Эрмитаж”. Организаторы хотят восстановить его прежнюю славу и прежднее назначение. Теперь уже функионирует театр и ночная дискотека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы.- М., 1988
2.Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады.-М., 1957
3.Старый Петербург.- Спб., 1990