Увеселительные сады и вокзалы в России XIX века ( II )

Увеселительные сады и вокзалы в России XIX века ( II )

 

     Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительных садов подобного рода был – Сад Минеральных Вод. Акционерное общество Минеральных Вод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Поначалу здесь проводились только балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду и залах разные игры, буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепренёром стал Ив.Ив.Излер.

 

   “Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию”[2]. Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку. 

 


Сад искусственных минеральных вод И.И.Излера

 

     Большое не всегда видится на расстоянии: историки эстрады советских времен упрекали «Минерашки» (и огульно Излера) в «потакании низменным вкусам публики», в «насаждении „буржуазной эстрады“». Это несправделиво. Излера и его сад ценили люди со вкусом и высокими понятиями об искусстве, такие как И.Тургенев, Н.Некрасов, который, кстати, в своем «Современнике» поместил посвященные Излеру восторженные строки, называя его «чародеем».

 

     Но время шло. И в начале 1870-х публика стала охладевать к «Минерашкам» — что ж, мода капризна.
 
     Излер пытался удержать интерес публики, в 1875 году построил в саду каменный театр в мавританском стиле — «Альгамбра». Там шли оперетты, те же дивертисменты.
 

      А летом 1876 года в саду вдруг случился пожар — да какой! Сад неожиданно загорелся сразу с четырех сторон. Возможно, это был поджог (конкуренты?). Сад Излера сгорел дотла. Иван Иванович не пережил удара и через несколько месяцев умер. Но оставил неоценимое наследство в виде опыта и замечательной — причем воплощенной — идеи «зрелищной индустрии».

 

     Ах, увеселительные сады!..

 


 

     Первый театр В.Комиссаржевской разместился в увеселительном Демидовом саду, что на Офицерской, 59. Два своих театра открывал в том же саду Н.Евреинов. В театрах и на эстрадах увеселительных садов выступали Ф.Шаляпин, К.Варламов, великий певец А.Давыдов и великий актер В.Давыдов. Сады посещали А.Блок, А.Куприн, В.Брюсов, К.Чуковский… Тут состоялись премьеры новых пьес (пример: «Владимир Маяковский» в Луна-парке).

 

     Певец А.Давыдов арендовал в 1916 году сад «Аквариум» с целью открыть там театр итальянской оперы (увы, помешала революция). «Наследником» Летнего Буффа П.Тумпакова в Измайловском саду стал нынешний Молодежный театр, причем не только географически, но и «архитектурно-градостроительно», ибо театр размещается в бывшем Летнем павильоне Буффа, фундамент и часть стен которого сохранились еще от каменного театра тумпаковских (1901 года!) времен.

 

     В саду «Аквариум», что на Петроградской стороне, в 1896 году состоялся первый в Петербурге киносеанс — и именно здесь, на месте «Аквариума», в 1923 году началось строительство кинофабрики «Севзапкино», в 1934 года переименованной в «Ленфильм». В увеселительных садах появились первые крытые катки, отсюда запускались первые воздушные шары с пассажирами. В «Аквариуме» второй раз в истории Петербурга построили Ледяной дом — копию прежнего, времен Анны Иоанновны.

 

    

 

       Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ, стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из:

 

“В концертном зале:

·     Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом г. Васильевым;

·     Дуэт тенора и баритона;

·     Виртуозы игры на цимбалах;

·     Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова”. 

 

В театре:

·     Полковые песенники, плясуны и музыканты;

·     Гимнастические упражнения;

·     Бальный оркестр г.Шлецингера”. [3]

 

Репертуар 1853 года:

“ В концертном зале:

·     Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;

·     Тирольские певцы;

·     Соло-флейтист;

·     Трио в составе сопрано, тенора и баритона;

·     Дуэт на концертино;

·     Па-де-де и вариации из балета;

·     Акробатические упражнения;

·     Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.

 

В эстрадном театре:

·     Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;

·     Фокусник-трансформатор;

·     Гимнастические представления;

·     Атлетические упражнения;

·     Аттракцион: группа арабов-кабилов – скачки, игры и соревнования в единоборстве.”[4]
 

     Позднее, в конце века, на месте “Сада Излера” был построен новым антрепренёром сад “Аркадия” и был оформлен им в мавританском стиле.

 


 


 

     В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов, вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. Общество Царскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общей столовой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером. Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территории концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Здесь Павловский музыкальный вокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадки пассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и на месте его был сооружён новый.

 


 

      В сороковых годах репертуар Павловского вокзала складывался из дивертисментов, вечеров современной танцевальной музыки и смешанных эстрадных концертов. Артистами, выступающими на сцене были братья Мальчугины, хор фабриканта В.Г.Жукова, хор московских цыган Ильи Соколова, тирольские народные певцы. Кроме того, в программах принимали участие духовые военные оркестры, а с конца сороковых годов – оркестры бальной музыки, которыми дирежировали известные в то время Иосиф и Иоганн Гунгль, Дютч и Цезарь Пуни.

 


 

     Примечательно, что на вокзалах исполнялись самые современные произведения из Европы. Так только приобретающие популярность у себя на родине вальсы Иоганна Штрауса, исполнялись уже оркестром в Павловском вокзале. позднее в 1854 году посетившим этот вокзал.

 



 

      Павловский вокзал приглашал также на гастроли иностранных исполнителей танцевальной музыки: в 1854 году приезжает со своей программой Иоганн Штраус (позднее он будет приезжать каждый год в течение пятнадцати лет).

 


 

     Таким образом, успех лёгкой симфонической музыки и лёгких танцевальных форм способствовал сближению широкого круга посетителей Павловского вокзала.

 

     Программы Павловского вокзала сочитали в себе смешанные эстрадные программы с исполнением танцевальной музыки. Частое обновление репертуара, непрерывность и длительность существования выдвинуло Павловский вокзал и его эстраду на исключительное положение.

 

     В самом конце шестидесятых годов XVII века антрепренёр Мельхиор Гроти отктрывает вокзал и  в Москве, арендовав для этого сад графа Трубецкого около Донского монастыря. В течение всего лета здесь проводились публичные собрания для благородных, которые проходили два раза в неделю. Здесь же давались балы и представлялись театральные пьесы.

 



Аттракционы Луна-парка.

 

     В Москве в последней трети XVIII века открылся как филиал Петровского театра “Воксал Маддокса”. Здесь в летнее время проводились публичные собрания, происходили балы и ставились небольшие дивертисменты артистов оперно-балетной сцены. Обстановка была выполнена со вкусом: эстрада размещалась в центральном зале, окружённым великолепным садом. По воспоминаниям современника М. Загоскина, трудно было придумать что-либо лучше сборного места посетителей Петровского парка; крытые широкие террасы, красивые комнаты, прекрасные галереи и огромная зала.

 

      На этраде Петровского парка давались смешанные эстрадные программы, и само наименование Петровского парка стало нарицательным для многих предприятий подобного рода в провинции.

 


Санные гонки в Петровском парке. Неизвестный художник, 1830-е-40-е гг.

 

     Сад заканчивался прудом около которого, в хорошее время года, играла музыка. В большом зале устраивались спектакли с участием актёров публичного московского театра и приезжих трупп- немецких, французских и итальянских. Обычно вечер начинался с небольшой комедии или комической оперы в одном или двух действиях, за представлением следовал бал или маскарад, который заканчивался ужином, а потом можно было танцевать, играть в карты.

 

     Гуляние продолжалось, как правило, до двух часов ночи.  За всё это посетители  платили около 5 рублей, включая и сам вход в “воксал” (1 рубль). Пять рублей, по тем временам, были большими деньгами. Фунт говядины, например, стоил 1,5-2 рубля; полтелёнка можно было купить всего за 1 рубль; а цена курицы составляла 5 копеек. Самых гастрономический обед в дорогом трактире обходился в 2 рубля.

 

      Так что, судя по приведённым цифрам, нельзя было сказать что Петровский сад являлся общедоступным для большинства населения. Однако сад являлся не только местом увеселений дворянства, но и купечества, численность которого к началу XIX века увеличилась в несколько раз.

 


 

Хор цыган  Гравюра 1871г

 

    Предприимчивый купец Егарёв в 1863 году основал «Русский семейный сад» на Офицерской улице (на месте Демидова сада). «Русский семейный сад» пользовался особенным успехом у любителей шансонетной эстрады. С Егарёвым связана и история возникновения и процветания в Петербурге французской оперетки и кафешантана. Увеселительные сады устраивались при домах (чаще всего вблизи реки) или в парках усадеб, которые арендовались у знатных владельцев.

 

   Сады находились на берегах Невы («Тиволи», «Таврический», «Зоологический сад» и др.), Мойки («Русский семейный сад», «Луна-Парк»), Фонтанки («Александрия», «Арбан», «Юсупов» «Измайловский» и др.), в пригородах: Лесное («Беклешевский сад»), Озерки (сад «Озерки»), Петергофская дорога («Удовольствие»), но больше всего их было на островах: Аптекарском («Монплезир», «Помпеи» и др.), Петербургском («Вилла Боргезе», «Аквариум» и др.), Петровском («Бавария», «Вокзал Тайвани»), Крестовском («Крестовский сад») и в Новой Деревне на берегу Большой Невки (сад Излера, «Ливадия», «Кинь-грусть», «Аркадия», «Каскад», «Казино-Электрик»).

 

     Оформление пространства увеселительного сада, архитектурное решение деревянных построек (театров, открытых сцен, эстрад, различных павильонов) с применением «экзотических» стилей (мавританского, китайского и др.) и с сохранением традиции временных сооружений на народных гуляньях (балаганных театров, гор, каруселей, качелей), фигурная иллюминация, рекламные вывески, аттракционы и зрелища с их ориентацией на широкого зрителя, – все это способствовало созданию праздничной атмосферы и притягивало публику.

 


Зоологический сад в Санкт-Петербурге


     Устроители садовых зрелищ и развлечений использовали свой огромный опыт в организации народных празднеств, а часть из них была увлечена идеей просвещения «простого народа». «Городской увеселительный сад, – вспоминает режиссер площадных и садовых театров А. Алексеев-Яковлев, – заинтересовал меня как особое сочетание зрелищ и развлечений, способных в занятной, затейливой форме знакомить с новейшими завоеваниями культуры и техники». И хотя увеселительные сады, в отличие от народных гуляний, посещались более «пестрой» (по социальному составу) публикой, их программа развлечений была ориентирована на широкого зрителя, а не на конкретного адресата.

 

     Весной 1854 года император Николай I утвердил “Правила касательно учреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах”. Согласно этому законодатель-ному акту, отныне монопольное право на организацию концертов и других представлений пренадлежало Дирекции императорских театров. Всякого рода представления могли даваться в столицах лишь с разрешения Дирекции и при условии отчисления 1/4 части чистого сбора.

 

    Утверждение монополии Императорских театров имело под собой экономическое основание, так как расходы театральной дирекции значительно превышали сумму сборов. Уничтожая конкуренцию с частными увеселительными предприятиями, правительство надеялось добиться некоторого сокращения дефицита казённых театров.

 

    Таким образом, содержание публичных частных увеселительных садов стало экономически не выгодным и большинству из них пришлось закрыться.

 

    Увеселительные сады в России способтвовали развитию современных эстрадных жанров и “лёгкой, развлекательной” музыки. Если на сценах театров Москвы и Петербурга господствовала строгость и представительность, исполнялись в основном серьёзная опера и многоактные пьесы, то в загородных садах преобладали лёгкие комические жанры и эстрадные дивертисменты. Основой представлений являлось развлекательность и увеселение публики.

 


 

Цыганские хоры – это почти обязательный атрибут ночной жизни Петербурга

 

     Поначалу увеселительные сады организовывались для высшего дворянства   не с целью заработка денег (наоборот большинство дворян разорялась, проводя подобные увеселения), а с целью приобретения определённого имиджа в обществе. Впоследствии, когда предпрениматели начали понимать, что подобные увеселения могут приносить неплохой доход, начали организовываться  публичные сады.

 

  Формы организации были различными. Это могли быть и единоличные предприятия, но, как правило, они организовывались в форме акционерных обществ, для привлечения большего начального капитала и партнёрства. Некоторые антрепренёры организовывали сады, арендовав участок земли и построив там нечто подобное сцене и гостинным залам. Впоследствии они приглашали исполнителей, выплячивая им гонорары из средств, полученных за реализацию входных билетов, а разницу брали себе.

 


Первый театр Петербурга

 

    Широкую популярность вокзалам приносил репертуар. Чем новее, оригинальнее и интереснее была программа, тем больше было шансов на успешное экономическое положение. В садах выступали не только оркестры и отдельные музыканты, но и циркачи, спортсмены, акробаты, фокусники. Зрелищность придавали также и вечерние фейерверки, устроение которых поручалось порой и иностранным мастерам.

 

    Педставления организовывались на любой вкус. Для ценителей и любителей музыки – роговые и камерные симфонические оркестры, для любителей театра – одноактные комедии, для любителей карточной игры – беседки или специальные залы, для любителей танцев – специальные площадки. Единственными людьми которые были “чужие на этом празднике жизни” были люди не умеющие веселиться.

 


Народные гулянья.

 

    Важным и с самым большим недостатком подобного рода предприятий была их зависимость от погоды.

 

    Увеселительные сады XIX века послужили праобразом сегодняшних Центральных парков культуры и отдыха. Посетители в праздничные и воскресные дни могли посмотреть выступления артистов разных жанров на летней сцене, потанцевать вечером на балу (нынешней дискотеке), покататься на лодках, прокатиться на атракционах, пообедать или поужинать, поиграть в шахматы и карты, ныне посмотреть видео фильм или  просто посидеть на лавочке и посмотреть на фонтан.   

 

     Сейчас в столице ведётся реконструкция сада “Эрмитаж”. Организаторы хотят восстановить его прежнюю славу и прежднее назначение. Теперь уже функионирует театр и ночная дискотека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 1.Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы.- М., 1988

2.Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады.-М., 1957

3.Старый Петербург.- Спб., 1990

Ещё похожие новости