“Увеличение числа гастарбайтеров приводит к напряжению в обществе”
Петербургский экономист Сергей Дятлов считает, что государство должно проводить грамотную миграционную политику…
Как сообщает РБК Daily, информация о количестве московских гастарбайтеров, предоставленная Федеральной миграционной службой (ФМС) России, практически однозначно говорит о том, что городу грозит социальный взрыв. В столице, где численность всех рабочих мест официально составляет 7 млн, законно трудятся 1,6 млн мигрантов, при этом всего в городе на миграционном учете состоят… все те же 7 млн человек! Это намного больше, чем ранее озвученные оценки экспертов и тем более – чем официальная квота для гастарбайтеров на этот год. Только по официальным данным, в столице России в настоящее время трудится в 7 раз больше гастарбайтеров, чем это предусмотрено легальной квотой на этот год – около 300 тысяч.
Со следующего года Минздравсоцразвития собирается повысить официальную квоту на въезд до 4 млн человек. При этом, если раньше подать заявку на привлечение иностранных трудовых мигрантов можно было только заранее и в определенный срок, то со следующего года работодатель сможет подавать заявки на пополнение иностранной рабсилы в любое время. По информации РБК daily, управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Канн предсказывает России, Казахстану и Украине массовое сокращение рабочих мест для гастарбайтеров и уменьшение объемов международных денежных переводов в связи с глобальным экономическим кризисом. Стросс-Канн предупредил, что мы должны быть готовы и к социальным волнениям из-за роста числа безработных гастарбайтеров.
Многие эксперты говорят о том, что в следующем году кризис перекинется на реальные сектора экономики – промышленность, строительство, торговлю и пр. Ряд компаний уже заявляет о сокращении штатов и инвестиционных программ. Многие из наших сограждан находятся или будут находиться в поиске работы. В этой ситуации заверения о том, что мигранты якобы не представляют конкуренции для коренного населения и работают исключительно в тех отраслях, где россияне работать не станут, – выглядят, мягко говоря, малоубедительно. Если на рынок хлынет ничем не ограниченный поток мигрантов, это, с одной стороны, обрушит и без того не поспевающие за инфляцией зарплаты, а с другой – вытеснит с рынка еще большее количество россиян.
Меры правительства, которые открывают почти неограниченный доступ трудовым мигрантам на российский рынок, все всякого сомнения ударят по положению коренного населения. При этом заметим, что кризис уже коснулся и родных стран мигрантов – Украины, Средней Азии, Закавказья и других. А значит, в следующем году мы можем ожидать значительного их притока. В этой ситуации дальнейшая либерализация и без того дырявого миграционного законодательства рискует привести к банальному социальному взрыву – причем как со стороны мигрантов, возможности трудоустройства которых резко ограничит кризис, так и коренного населения, недовольного их наплывом.
Разница между числом официально зарегистрированных трудовых мигрантов и фактическим числом прибывших означает, что остальные попросту пополняют ряды криминала и теневого трудового сектора, заявляет директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. “Думаю, что к озвученным цифрам следует добавить еще миллиона три – по всей московской агломерации”, – считает эксперт.
“Если рассматривать ситуацию в экономическом аспекте – это однозначно потеря налоговых поступлений в размере около 10 млрд долларов в год. Если рассматривать это социально – с точки зрения восприятия населением – получается нагнетание межнациональной обстановки”, – рассуждает директор Института демографических исследований.
По его мнению, уже сейчас идет прямой удар по отечественному товаропроизводителю, предпринимателю и наемному работнику, а долгосрочные последствия подобной политики могут быть вообще катастрофическими. Сначала мигрант просто ищет пристанище с целью заработать. Следующий этап – это воссоединение семей – причем все международные конвенции здесь на стороне мигранта, ведь каждый имеет право на проживание со своими близкими. Далее следует постановка вопроса о соответствующих экономических, политических, образовательных, культурных правах. В конечном итоге все это чревато потерей ряда стратегических территорий – вспомним плачевную экономическую и социальную ситуацию на Дальнем Востоке. Таким образом, в условиях глобального кризиса и бездействия властей, России грозит в первую очередь не экономическая, а социальная, демографическая и культурная катастрофы.
По словам С.Дятлова, “конечно, возникают проблемы в экономике: сокращается производство, растет инфляция, сокращаются рабочие места”. “В целом, увеличение числа гастарбайтеров приводит к напряжению в обществе – будь то Россия, Европа или Америка. В свое время специалисты исследовали влияние роста безработицы на негативные социальные показатели: количество психически больных, количество самоубийц, преступления. Выяснилось, что увеличение на 1% безработицы приводит к росту всех этих показателей, к росту социальной патологии”, – отметил ученый.
“Если использовать научную методологию и опыт зарубежных стран, которые уже через все это проходили, то, естественно, здесь действует общая закономерность: финансовый кризис, падение производства. У нас сейчас кризис уже коснулся реального производства. Это металлургия, цементное, строительное производства, автопром, АПК; соответственно, идет уже сокращение занятых людей в этих отраслях. Безусловно, здесь надо рассматривать структуру развития экономики той или иной страны. Дело в том, что у нас гастарбайтеры в основном работают на низкоквалифицированных рабочих местах, а в высокоинтеллектуальных, высокопроизводительных секторов экономики их минимальное количество. А в сфере услуг, в строительстве, конечно, много гастарбайтеров, и, безусловно, общее напряжение в обществе в результате роста безработицы приведет к проблемам с иностранной рабочей силой”, – подчеркнул эксперт.
“Очень сложно прогнозировать, насколько все это приведет к каким-то социальным последствиям, конфликтам на межнациональной почве. Достаточно сложно, потому что все зависит от силы государственных институтов, которые курируют эту сферу. За последние 2 года в России были приняты законы, достаточно жестко регламентирующие сферу миграции рабочей силы, трудоустройства, ответственности предпринимателей. С другой стороны, предприниматели тоже не хотят нести дополнительную нагрузку за них, дополнительную ответственность. Это все ведет к падению производства, к снижению прибыли. Сейчас государство активно вмешивается в банковскую сферу, выдает кредиты или напрямую финансирует институты, поддерживает сейчас отельные отрасли. Точно так же и здесь, без активных действий государства нельзя решить проблему мигрантов. А то, что она будет обостряться, причем достаточно серьезно, нет сомнений. И, видимо она будет обостряться в той мере, в какой мы будем входить в рецессию, в снижение уровня ВВП”, – продолжил С.Дятлов.
“Сейчас у нас идет финансовый кризис, происходит накачка деньгами экономики, рост инфляции. В конечном итоге, это приведет к росту цен, снижению курса национальной валюты, к росту банкротств финансовых институтов, фирм, корпораций. Произойдет перераспределение собственности и реструктуризация важнейших сфер, то есть их поглощение, слияние в пользу государства тех структур, которых государство поддерживает, крупных банков, компаний. Крупные структуры еще больше усилят свои позиции, будут покупать обанкротившиеся банки, но в целом все это все приведет к сокращению рабочих мест”, – отметил экономист.
“Одно дело, когда стоят заводы, на которых не работают станки, а другое дело, когда не работают люди, у которых есть семьи. Люди, которые обладают волей, своей системой интересов. Здесь нужно работать психологам, социологам, политологам и экономистам совместно, чтобы вычленять эти доминирующие мотивы и интересы тех или иных групп, в частности, гастарбайтеров, и разрабатывать эффективную политику, комплекс мер, которые эту мотивационную сферу могли бы, так или иначе, контролировать. Все должно осуществляться в рамках комплексной программы по выводу экономики из финансового кризиса”, – заключил Сергей Дятлов.