Утопить Германию в глубоком ЕС. Зачем Сорос приехал пугать немцев
Собственно, уже сказанного достаточно, чтобы сделать более или менее ясный вывод. Мне так кажется, что с возрастом Сорос утратил умение говорить красивыми намеками, впрочем, может быть, с самого начала подразумевалось, что давление на Германию и ее руководство будет жестким. А направление этого давления понятно уже давно, об этом и на G8 говорилось: никому из «сильных мира сего» не нужна в процессе кризиса Германия с более или менее сбалансированной финансовой системой. А потому – она должна заплатить за всех в зоне евро и ЕС, чтобы быть «как все» – то есть в долгах, как в шелках.
Дальше Сорос начал рассуждать, почему Меркель должна спешить, причем его главный аргумент, как ни удивительно, касался не экономических проблем ЕС, а политических – внутри Германии. Фактически, он указал Меркель, что если она за лето не «продавит» Бундестаг на решение о поддержке всего ЕС за счет немецких денег, то уж с осени это станет совершенно невозможно. Разумеется, связано это с общим ухудшением экономической ситуации, но главное, все-таки, – это заставить немцев платить за всех.
Дальше Сорос начал строить из себя специалиста по макроэкономике, что выглядело достаточно смешно и не очень вязалось с предыдущими заявлениями. “Власти европейских стран до сих пор не понимают причину своего кризиса. Они считают, что это бюджетная проблема, в то время как это больше проблема банковского сектора и проблема конкурентоспособности производства”, – поделился своими глубокими мыслями Дж.Сорос.
Отметим, что конкурентоспособность вообще не очень связана собственно с макроэкономикой – высокая конкурентоспособность может вытащить конкретное предприятие и в кризис, и в период «бума». Что касается банковского кризиса … Ну да, в некотором смысле он есть – поскольку банки больше не могут стимулировать спрос. Другое дело, что не очень понятно, как их можно вытащить из этого кризиса – поскольку потенциальные клиенты перекредитованы и отягощены долгами, новые кредиты им всучить нельзя – и кто в этом виноват? В общем, причины этого кризиса связаны не с банками, поэтому вытаскивать их на первое место не совсем правильно.
А в общем, конечно, кризис это не совсем долговой, тут нельзя не согласиться: с уже накопленными долгами всегда можно придумать, что делать. А вот что делать с населением, жизненный уровень которого начинает падать из-за того, что не получается набирать новые долги … Вот это вопрос. Повторим его еще раз: проблемы современной мировой экономики не в том, что накопились долги, а в том, что нельзя накапливать новые. Но вот этот вопрос Сорос почему-то не разбирает. Может быть потому, что падение уровня жизни населения – это тотальное табу для всех представителей современных элит.
Высказал свое мнение Сорос и по поводу Греции – точнее, дал понять грекам, как им следует голосовать на выборах. “Я ожидаю, что граждане Греции находятся в неприятном ожидании возможного выхода из Европейского Союза. Это, скорее всего, произойдет, если большинство вновь получит коалиция, стремящаяся отказаться от ранее принятых соглашений”, – сказал он. Тут, впрочем, ничего нового, на G8 звучала та же песня – с тем же намеком, что платить должна Германия.
А, в общем, откровения Сороса меня порадовали. Дело в том, что в нашей работе по изучению кризиса, как чисто экономической его части, так и социально-политической, есть одно важное место. Нам кажется, что мировая (ну, точнее, «Западного» глобального проекта) элита не очень понимает сути происходящих процессов и по этой причине регулярно делает не совсем адекватные поступки. При этом это непонимание носит системный характер – нашей теории уже более 10 лет, за это время можно было бы ее изучить или даже переписать под какими-нибудь «шнобелевскими» именами, однако этого не произошло.
Скорее всего, из-за того, что в нашу теорию имманентно встроены некоторые принципы, которые жестко табуированы в рамках западной либеральной мысли, запрещены в проектной идеологии «Западного» проекта. Про один из них я уже писал – поскольку мы все вышли из политэкономии, для нас мысль о «конце капитализма» понятна и естественна, в то время как в рамках «экономикс» и даже шире, всей системы либерального западного мировоззрения, эта тема категорически запрещена. Хотя есть и другие моменты. И в подобной ситуации читать нашу теорию западная элита могут – принять не может.
Тем не менее, всегда остаются опасения, а, быть может, есть кто-то, кто что-то или как-то понимает и выстраивает модель чуть-чуть более тонкую. Точно узнать это мы, конечно, не можем, но анализируя действия разных более или менее крупных общественно-политических фигур (к которым, безусловно, относится Сорос) можно попытаться увидеть следы этого скрытого от общественности понимания. Отметим, что это не конспирология, это – самая банальная разведка, цель которой понять, что знают противники (ну, или соратники, в данном случае это одно и то же, все мы в одной лодке сидим).
Так вот, выступление Сороса в этом смысле очень показательно. Он явно человек информированный (ну, или был информированным) и любые, более или менее нетрививальные его высказывания, можно было бы анализировать на предмет того, не могут ли они быть признаком наличия некоторого другого, не того, что на виду, понимания мира и кризиса.
Однако, нет … Сорос говорит те же самые банальности, которые произносят политики, только немножко меняет аргументацию, видимо, рассчитывая на целевую аудиторию. И наше предположение о том, что на самом деле элита «Западного» глобального проекта картину мира, в целом, не видит, подтверждается и здесь.