“Собрание будет передано государству целиком и полностью, оно принадлежит России и российскому народу”, – говорится в заявлении Усманова, распространенном во вторник вечером.
“В какой форме эта коллекция будет представлена, решать государству”, – добавляет бизнесмен.
Предприниматель утверждает, что приобрел коллекцию с целью сохранить целостность неповторимого собрания русского искусства и вернуть его на территорию страны, которой оно принадлежит, и после передачи собрания государству его собственная миссия будет выполнена.
Алишер Усманов, генеральный директор “Газпроминвестхолдинга” и владелец издательского дома “Коммерсант”, купил коллекцию Ростроповича-Вишневской целиком до начала аукциона, который должен был проходить в Лондоне 18-19 сентября. Сообщение об этом появилось в понедельник; торги были отменены.
В собрание Ростроповича и Вишневской входило около 450 предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства России XVIII-XX веков. Эксперты оценивали его в 26-40 миллионов долларов, особенно выделяя коллекцию фарфора, а также живописные полотна: “Портрет Авроры Демидовой” Карла Брюллова, “Сокровище ангелов” Николая Рериха, “Лики России” Бориса Григорьева.
Коллекция хранилась вне России: она украшала лондонскую и парижскую квартиры музыкантов.
После смерти Ростроповича 27 апреля нынешнего года Вишневская решила окончательно вернуться жить в Россию, а коллекцию продать, так как содержать ее певице было не под силу.
Как рассказал во вторник на пресс-конференции глава Роскультуры Михаил Швыдкой, судьба собрания очень волновала государство: “Роскультура и я лично стали обращаться к представителям российского бизнеса, чтобы они купили целиком эту коллекцию, так как мы все были очень заинтересованы, чтобы коллекция осталась в России”. Переговоры продолжались до вечера пятницы, 14 сентября, когда в “Сотбис” не поступило предложение от Усманова, которое сопровождалось гарантиями российского правительства.
По оценке Швыдкого, собрание Ростроповича-Вишневской было куплено за сумму, на 25-30% превышающую предварительные оценки, составлявшие 26-40 миллионов долларов.
Тот же Швыдкой заявил, что будет ли коллекция передана в государственную собственность, – вопрос не столь важный. “Это советский подход, что все должно находиться в собственности российского государства. Коллекция может быть частной и остаться у частного лица, но государство обязано было оказать помощь, чтобы вернуть коллекцию в страну, потому что музейные собрания состоят как из экспонатов, принадлежащих музеям, так и из частных коллекций”, – заявил глава Роскультуры.
После высказываний экспертов, сомневавшихся в том, что коллекция окажется передана государству, Усманов счел необходимым выступить с разъяснением, подчеркнув, что передача собрания состоится.
Вместе с тем, до сих пор не ясно, в каком именно музее коллекция будет экспонироваться.
“И директор Русского музея Гусев, и директор музеев Московского Кремля Гагарина, и директор ГМИИ имени Пушкина Антонова хотели бы видеть в своих стенах эту коллекцию в качестве экспозиции”, – сказал журналистам во вторник глава отделения “Сотбис” в России и СНГ Михаил Каменский.
Покупка коллекции Ростроповича-Вишневской – уже не первый акт меценатства со стороны Усманова. Две недели назад он выкупил у американской фирмы Films by Jove прокатные права на коллекцию классических советских мультфильмов, которые предприниматель передал в дар новосозданному детскому телеканалу “Бибигон”.