Ум Климом вышибают
Некоторые размышления по поводу завершившегося мониторинга российских вузов.
Сергей Комков – директор “Русского Дома” в Марианских Лазнях, д.филос.н., академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы. |
Таким образом, рекомендации Всемирного Банка теперь напрямую поступают на стол членам правительства и становятся руководством к действию.
Что же предлагает нам эта весьма солидная финансовая структура, действующая под полным контролем США?
Совершенно очевидно, что в области экономики эксперты Всемирного Банка исполняют «заказы» ведущих американских финансовых и производственных корпораций. А также реализуют интересы крупнейших банковских структур, располагающихся как в самих США, так и в странах Старого Света.
Именно под их чутким руководством команда российских «младореформаторов» во главе с Егором Гайдаром начала в 90-е годы проведение политики «шоковой терапии». А один из главных «соратников» Гайдара – Анатолий Чубайс под руководством американских «советников» из Всемирного Банка непосредственно осуществлял «прихватизацию» всего народно-хозяйственного комплекса. Чем это все закончилось, мы прекрасно знаем. Знаменитая чубайсовская «ваучерная приватизация» завершилась полным и окончательным разгромом всего промышленного сектора России и передачей в руки мошенников важнейших добывающих предприятий нефтегазовой отрасли.
Об участии вроссийской «прихватизации» американских экспертов сегодня знают даже младенцы. Потому что, как говорится, шило в мешке долго не утаишь. И в начале 2000-х годов в США разразился грандиозный скандал с двумя экспертами Всемирного Банка, профессорами Гарвардского университета Хэем и Шлейфером. Которые на деньги Конгресса США, выделенные под «программу приватизации в России», прикупили для себя лично акции ряда ведущих российских предприятий. И Гарварду пришлось выплатить за «шалости» своих профессоров по иску Конгресса США 120 миллионов долларов.
Но вот мало кто знает о действиях тех же самых «экспертов» в области социальной политики России. А они нанесли нашей стране не менее ощутимый ущерб.
Уже в конце 90-х по инициативе группы американских «экспертов» была разработана, так называемая, «Программа модернизации образования в Российской Федерации». Именно в соответствии с данной «программой» началась активная ликвидация малокомплектных сельских школ, введение ЕГЭ, перестройка образовательных стандартов и многое другое.
В соответствии с другими «рекомендациями», уже с середины 90-х у нас в стране началось массовое закрытие СПТУ (профессионально-технических училищ со средним образованием), а в начале 2000-х под закрытие попали и все прочие профессиональные училища.
При этом американские «эксперты» и их российские «агенты влияния» из числа высокопоставленных чиновников (в первую очередь, в Министерстве образования и науки) развернули активную пропаганду необходимости получения всеми выпускниками средней школы исключительно высшего профессионального образования. А, поскольку с их подачи на повестку дня были поставлены задачи развития в нашей стране «демократического общества», наиболее востребованными оказались профессии юристов и менеджеров. И вся российская молодежь рванула на эти направления в вузах. И никто даже не догадывался, что это была величайшая провокация.
Потому никто не просчитывал потребности рынка труда в этих специалистах. Да и вообще никто не занимался всерьез изучением проблем рынка труда. Просто в головы российских обывателей вдолбили мысль о том, что рынок сам себя отрегулирует.
Но на этом наши «доброжелатели» из Всемирного Банка не остановились. С помощью своих верных нукеров из Высшей Школы Экономики они протащили идею введения ЕГЭ как главного критерия оценки знаний выпускников средней школы. И тем самым фактически обрекли систему высшего профессионального образования на тихую и мучительную смерть. Потому что, натасканные на тупые тесты выпускники средних школ, были не в состоянии в дальнейшем постигать премудрости высшего образования. Просто этого стал не позволять весьма примитивный склад их интеллекта, разрушенного совершенно глупой тестовой системой.
Поэтому уже первое десятилетие 21-го века ознаменовалось резким снижением всего уровня интеллектуального развития российской молодежи. А, следовательно, и уровня всего высшего профессионального образования.
И тогда руководство Всемирного Банка приступило к следующему этапу уничтожения России. Началось повальное гонение на систему высшего профессионального образования.
Сделано это было, как всегда, при активном участии российских «агентов влияния». Для чего уже с начала 2000-х годов в состав группы «экспертов» Всемирный Банк начали включать наиболее активных членов компрадорской команды. Готовой ради личного благополучия продать даже мать родную.
К таковым, конечно же, в первую очередь можно отнести «великого кормчего российских экономических реформ» Евгения Ясина, прошедшего еще в 90-е годы прекрасную школу на базе Гарвардского университета. Именно он по указанию и на деньги Всемирного Банка в 1993 году создал в России Высшую Школу Экономики, ставшую впоследствии главной базой американских «советников» и главным рассадником выращенных под их присмотром российских «реформаторов».
Под его чутким «руководством» возрос и возмужал ректор этого уникального учреждения – Ярослав Кузьминов, сразу же ставший одним из активных экспертов Всемирного Банка.
Именно Высшая Школа Экономики на протяжении 20 лет является в России главным оплотом Всемирного Банка и других западных социальных институтов, мечтающих о скорейшем превращении нашей страны в свою «резервную территорию».
Под их чутким руководством в России была выращена целая плеяда разрушителей.
Одним из них является нынешний заместитель министра образования и науки Александр Климов. Причем, он даже не скрывает свою принадлежность к группе «экспертов» Всемирного Банка. И именно в его интересах он проводит всю «образовательную политику» в современной России.В этом он видит свою некоего рода социальную миссию. Этот ретивый чиновник самым активным образом начал реализацию проекта «реорганизации высшей школы».
Год назад он получил в данном направлении первоначальный опыт. Именно он руководил «реорганизацией» РГТЭУ (российского государственного торгово-экономического университета).
Тогда, пожалуй, впервые за всю историю современной России студенты и преподаватели начали в своем родном университете строить баррикады и устраивать акции гражданского неповиновения. И это была лишь репетиция предстоящих баталий на почве высшего образования. Видимо, кому-то очень уж не терпится устроить в России очередной «майдан».
Правда, события в РГТЭУ не сыграли роль детонатора, и основная студенческая масса все-таки осталась индифферентной к действиям министерских чиновников. Решили, что сия доля их минет.
Тогда группа «советников» решила идти дальше и добиться все-таки всеобщего подъема протестного движения.
Именно с этой целью господа Ливанов, Климов и Ко решили устроить, так называемый, «мониторинг учреждений высшего профессионального образования». По результатам которого запланировали закрыть целый ряд вузов, не считаясь с судьбами студентов и работающих в них преподавателей. Но делали все это в спешке. И не успели как следует отработать даже критериев «мониторинга». В таких случаях обычно получается полный абсурд. И этот абсурд случился. Неэффективными признали вузы, которые уже на протяжении многих лет считаются флагманами российской высшей школы. Например, литературный институт имени Горького.
Никаких реальных шагов, как это и предполагалось, никто затем не предпринял. Да и не мог предпринять в силу правовой несостоятельности всего этого «мониторинга». Но решили «мониторить» дальше.
Вся страна с напряжением следила за деятельностью, так называемой, Межведомственной комиссии (МВК), в которую вошли все, кому не лень. Но главное ее зерно, конечно же, составили чиновники. Они собрали массу абсолютно никому не нужной бумажной информации и на ее основе начали делать анализ деятельности российских вузов. Так как их учили «советники» Всемирного Банка. При этом главным критерием оценки они, конечно же, выбрали денежные показатели. Ну, а что же еще могут оценивать представители финансовых структур?
Они начали считать, сколько каждый вуз потратил на научно-исследовательские работы в расчете на одного работника, сколько получают личного дохода преподаватели вуза, какое количество рабочих площадей имеет вуз. А кое-кто (например, господин Мау) вообще предложили за критерий эффективности взять налоговую активность выпускников того или иного вуза. То есть, если выпускники определенного вуза платят больше налогов, то он и считается самым эффективным.
Ну, просто прекрасно! Вот только в этом случае априори следует признать все педагогические и медицинские вузы неэффективными. Потому что их выпускники получают нищенскую зарплату и никакой налоговой активности проявить не смогут.
Итак, 13 декабря 2013 года войдет в историю российского высшего профессионального образования как день по реализации крупнейшей операции по ликвидации этого самого образования. В этот день на специальном заседании МВК в Минобрнауке были признаны неэффективными 373 российских вуза. Это значит, что практически каждый четвертый вуз России сегодня подлежит ликвидации.
Очевидцы данного «исторического» заседания рассказывают, как это все происходило. На заседании отсутствовал министр Ливанов (?) и «банковал» (в прямом и в переносном смысле этого слова) его заместитель (он же – эксперт Всемирного Банка) Александр Климов. По ходу заседания он быстро, почти скороговоркой называл очередной вуз и озвучивал предложение признать его либо подлежащим реорганизации (читай – закрытию), либо подлежащим оптимизации (что это такое до сих пор не знает никто). Затем быстро ставил вопрос на голосование. И зал, состоящий в основном из чиновников разного уровня и разного ранга, послушно поднимал вверх руки, даже не принимая во внимание каких-либо возражений или объяснений.
Это весьма напоминало сцену из фильма «Покровские ворота», где в ответ на жалобу пациента хирург не задумываясь объявляет: «Резать, к чертовой матери!»
Размышляя над всей этой ситуацией, я невольно поймал себя на мысли о весьма интересных параллелях.
Только что весь мир с замиранием наблюдал за кровавыми событиями в странах Ближнего Востока. Сегодня не менее тревожные события происходят на киевском «майдане». А завтра они могут перекочевать на наши площади и улицы. И это не какие-то конспирологическиестрашилки. Это вполне реальные опасения. Потому что социальную лодку в России начали целенаправленно раскачивать. Причем, вовлекая в этот процесс самую динамичную часть населения – молодежь.
Есть и еще одна интересная параллель, которую не могу не упомянуть. Как известно, женой ректора Высшей Школы Экономики, ставшей, как я уже говорил, опорной базой для деятельности в России агентов и «экспертов» Всемирного Банка, является Эльвира Набиуллина. Да-да, та самая Набиуллина. В прошлом – министр экономического развития, а нынче – председатель Центрального Банка России. И вот что интересно. Процесс «реструктуризации» очень резко пошел нынче и в банковской сфере. Там тоже начался своего рода «мониторинг», в результате которого тысячи вкладчиков коммерческих банков в одночасье оказались за бортом. А многие – вообще лишились своих кровных накоплений.
Что это? Простое совпадение? Или вполне определенная закономерность? У людей начали отбирать самое главное в жизни: возможность получить квалифицированное профессиональное образование и деньги, без которых это самое образование вообще становится бессмысленным.
При этом и «реформаторы» в сфере образования, и «реформаторы» в сфере банковской деятельности во всеуслышание вопят о благе государства и об интересах его граждан. Только вот подавляющему числу настоящих российских экспертов до сих пор не понятно, о благе какого государства они пекутся. Того, что выбиваясь из сил старается дать своим детям хоть какое-то мало-мальски приемлемое образование? Или того, что давно уже видит во всех нас прислугу для своих возрастающих день ото дня потребностей?
Но в любом случае понятно одно: для того, чтобы осуществить свои преступные замыслы, этим новоявленным хозяевам надо окончательно вышибить из головы подрастающего поколения россиян последние мозги. И для этой цели весьма подходят всякого рода ливановы, климовы, ясины и кузьминовы.
Как говорится, ум Климом вышибают!
Сергей Комков – президент Всероссийского Фонда Образования, академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор, член Союза писателей Москвы