Site icon ИА Русские новости

Украину нельзя засудить за кражу газа

Украину нельзя засудить за кражу газа









 







Справка КМ:


Если вопрос долга не решится — под угрозой октябрьское соглашение «Газпрома» и «Нафтогаза» о переходе на прямые (без участия RUE) поставки газа по фиксированным ценам в 2009 и 2010 гг. и переходе на рыночные цены с 2011 г. Цена еще не определена, но предварительно говорили, что возможно сохранить нынешний уровень цен — $179,5 за 1000 кубометров, но при условии погашения украинского долга. Если не будет урегулирован вопрос с долгом, то с 1 января 2009 г. Украине, возможно, придется платить за газ $400–450 за 1000 куб. м, заявил Миллер.


«Газпром» подготовил механизм судебного воздействия на Украину за неуплату долгов за российский газ. Об этом сообщил заместитель председателя правления «Газпрома», глава «Газпромэкспорта» Александр Медведев.


«У нас все подготовлено», – сказал он, добавив, что в случае необходимости «механизм принудительного возвращения долга будет запущен», цитирует Медведева ИТАР-ТАСС.


Медведев не стал уточнять, когда могут быть приняты такие меры и в чем конкретно заключается механизм принуждения.


Ранее президент России Дмитрий Медведев, беседуя в воскресенье с журналистами после саммита АТЭС в Лиме, заявил, что Россия готова в случае необходимости заставить Украину вернуть долг за газ через суд. «Это будут меры в рамках административного права, административных полномочий», – пояснил он.


«Это – меры, которые определил «Газпром» как поставщик и правительство России. Это – административные меры», – сказал глава российского государства.


«Когда я говорил о правовых мерах, то имел в виду в том числе и судебные, в рамках гражданско-правовых отношений, которые существуют между компаниями – «Газпромом» и потребителем газа», – отметил президент.


В то же время он выразил надежду, что на этот Новый год проблема с поставками газа на Украину не повторится. «Мне бы хотелось, чтобы этот Новый год мы встретили спокойно, для этого есть все предпосылки», – подчеркнул Дмитрий Медведев. «Нужно просто деньги нам вернуть, и тогда настроение у всех будет хорошее», – добавил президент, сообщает ИТАР-ТАСС.


Одновременно официальный представитель газовой монополии Сергей Куприянов в интервью российскому информационному каналу «Вести» сообщил, что «Газпром» не будет поставлять газ Украине без контрактов.
 
«Пока подвижек нет», – сказал Куприянов. Отвечая на вопрос о возможности прекращения поставок российского газа в новогоднюю ночь, Куприянов подчеркнул, что «мы хотели бы избежать этого». «Еще есть время договориться», – отметил он.


По словам Куприянова, «Газпром» предпринял все возможное для решения проблемы. «Мы разработали специальную схему, позволяющую «Нафтогазу Украины» расплатиться, включающую авансирование за транзит газа», – пояснил он.


«Как только будет погашена задолженность, мы готовы заключить прямые контракты», – сообщил представитель «Газпрома».


Напомним, что взыскать долг за газ с Украины – а это $2,4 млрд! – распорядился президент Дмитрий Медведев. В четверг, во время встречи Медведева с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, выяснилось, что обещанное украинским премьером Юлией Тимошенко погашение долгов так и не состоялось.


– С долгом Украины нужно окончательно определиться и взыскать его или в добровольном порядке, или в принудительном. Так, как это установлено действующим законодательством и в рамках наших двусторонних отношений, – в такой жесткой форме поставил «газовый вопрос» Дмитрий Медведев.


– Это большие деньги для любого государства и любой компании, в том числе и «Газпрома», – сказал глава государства.


Миллер ответил президенту, что проблему долга ему решить никак не удается.


– Сумма задолженности – астрономическая, – сокрушался Миллер. – Мы не видим никакого прогресса в отношениях с украинской стороной, и у нас нет уверенности, что мы деньги увидим…


Но даже, несмотря на появление на поле газового «боя» «тяжелой артиллерии», пока не слишком ясно, как реально можно заставить Украину вернуть долг.


Например, «Нафтогаз Украины» вообще отрицает факт долга – 20 ноября через украинскую прессу его представители заявили, что ничего не должны «Газпрому». По данным украинской стороны, у компании имеется задолженность только перед компанией-посредником RosUkrEnergo (RUE). Этот долг, по подсчетам «Нафтогаза», составляет $1,26-1,27 млрд. Вероятно, эти цифры станут предметом разбирательства в международных судебных инстанциях.


Кроме того, закрутить газовый вентиль – а такой вариант был бы логичным ответом на отпирательства Киева – технически невозможно. Если только снизить давление в трубе до технологически допустимого уровня.


Причем эксперты полагают, что Украина все равно будет отбирать из трубы газ, фактически лишая топлива европейских потребителей (так случилось в 2006 году, когда стороны некоторые время не могли договориться о цене газа). Самое примечательное в этой ситуации, что Киев не опасается каких-либо санкций со стороны ЕС – Украина, в отличие от России, не имеет с Евросоюзом ни одного договора об обязательствах по бесперебойной поставке импортного газа. Так что за все недополученные объемы европейские потребители, согласно правовым нормам, будут предъявлять претензии исключительно «Газпрому».


Ситуацию комментирует аналитик международного энергетического рынка Вениамин Вутянов:


– Ситуация в сфере газовых отношений между Россией и Украиной – настолько запутанная, что каждая сторона может обосновать свою версию общей суммы украинского долга. «Газпром» называет $2,4 млрд, а Тимошенко настаивает, что долг равен $1,3 млрд. Мне лично версия российской стороны представляется более аргументированной. Эта цифра больше соответствует тому реальному объему газовых поставок и услуг, оказанных Росукрэнерго Украине.
 
Итак, с долгом определились. Теперь возникает вопрос, как его взыскать. Понятно, что с учетом кризиса на Украине (или в Украине) финансовая ситуация еще хуже, чем в остальных государствах СНГ. Поэтому объективно у Украины сейчас практически нет возможности выплатить такую большую сумму единовременно. Так что в ближайшее (!) время взыскать этот долг в полном объеме вряд ли получится.


Старая «страшилка» об отключении вентиля уже не срабатывает. Если мы уменьшим объемы поставляемого газа, то будет производиться неофициальный отбор из тех объемов, которые предназначаются для Европы. Правда, может сработать вариант посадить на границу с Украиной представителей европейских государств-потребителей российского газа, чтобы они следили за отгружаемыми на Украину объемами и разбирались с воровством сами. Но здесь есть одна проблема. Безусловно, фактически Украина является транзитером газа в Европу. Но формальных трехсторонних договоров между Россией, ЕС и Украиной о транзите газа в Европу и взаимных обязательствах по этому поводу не существует. По крайней мере, я о таком не знаю. Таким образом, юридического рычага (через международные суды) давления на Киев у нас нет. Конечно, ЕС может оказать политическое давление на украинское руководство. Но вопрос, захочет ли он это делать. Любой организм адаптируется к изменению внешней среды. Украинское государство – не исключение: оно уже адаптировалось к закручиванию российского газового вентиля. Так что посредством банального воровства они не допускают снижения уровня потребления газа. Есть еще один вариант урегулирования газового долга – система взаимозачетов. Допустим, Украина отказывается взимать с РФ плату за транзит газа и его хранение в ПХГ (подземных хранилищах газа) в 2009 и в течение ряда последующих лет. С учетом условий финансового кризиса такая форма оплаты вполне приемлема. В России в 1990-е годы такое уже было – денег не было, но все худо-бедно работало. На мой взгляд, взаимозачеты лучше, чем включать на еще большую мощность печатный станок. А после погашения долга (хотя бы таким способом) необходимо оформить юридически обязывающий трехсторонний транзитный договор между РФ, ЕС и Украиной и согласовать формулу цены будущих поставок. Кроме того, я бы посоветовал поставлять газ на Украину на условиях предоплаты. А вообще, нам нужно продолжать создавать маршруты транзита газа в обход Украины (речь идет о реализации проектов Северный и Южный поток).


 

Exit mobile version