В окрестностях Донецка состоялся обмен пленными. Украинские силовики и ополченцы провели его под наблюдением европейских представителей.
Они живы, здоровы и без синяков, хотя в плену у “сепаратистов”, как их называют в Киеве, провели от месяца до сорока дней. Многих, кто был ранен, в Донецке даже успели поставить на ноги. Более двух десятков украинских солдат ополченцы готовятся обменять на своих. Место и маршрут, где это состоится, в целях безопасности не разглашается – где-то под Донецком. Переговоры тайные, чтобы не было провокаций. Но напряжение все равно чувствуется.
Безопасность процедуры гарантируют наблюдатели ОБСЕ, они же следят и за соблюдением всех договоренностей. Наконец, очередь доходит и до пленных – их пофамильно сверяют со списком и отправляют в другой автобус.
Сама процедура занимает не больше 10-15 минут, гораздо дольше стороны согласовывали детали и договаривались на будущее. Пленные есть и там и там. А еще это редкая возможность пообщаться с противником очно, не по телефону. Оказывается, что с обеих сторон – уроженцы Донбасса.
Во всей операции это самый тревожный момент: получив своих, побыстрее отъехать на безопасное расстояние. Только миновав блокпост ополченцев, люди, наконец, смогли расслабиться и рассказать, что это такое – киевский плен.
“Воду попить можно было только утром, а еда… Даже собак лучше кормят”, – говорит один из бывших пленных.
И это при том, что даже формально они – вовсе не военнопленные, а пленники. Часть людей из освобожденной группы силовики не захватили во время боя, не нашли ранеными в кустах, или задержали с оружием в руках, а арестовали на улицах городов.
Примечательно, что некоторые даже побывали в киевском суде и получили приговор, но их все равно обменяли на военнопленных.
Если верить президенту Порошенко, у так называемых донецких сепаратистов остаются более сотни украинских военнопленных, а вот сколько человек может выдать Киев, подсчитать гораздо сложнее, с учетом того, как легко невооруженных житель этого региона превращается Украиной в материал для обмена.