Сегодня вечером российский МИД заявил, что власти Украины довели обстановку в Донецкой и Луганской областях до гуманитарной катастрофы. В зоне боёв находятся почти 4 миллиона человек, которых планомерно оставляют без жизненно важной инфраструктуры – света, воды, медицинской помощи.
Около 70% врачей уехали в безопасные регионы, оставшиеся подвергаются смертельному риску, отметили в МИД. Опасность, конечно, угрожает не только представителям этой профессии. В Луганске журналисты информационного агентства “Анна Ньюс” получили осколочные ранения в результате миномётного обстрела. Но украинские силовики применяют и гораздо более мощные боеприпасы..
Что это за оружие, с уверенностью никто сказать не может. Ясно одно: снаряд страшной разрушительной силы. Воронка глубиной пять метров, больше десяти в диаметре. Старенькая учительница, живущая по соседству, не может понять, почему жилой район в Шахтёрске стал целью для сверхмощных ударов.
“40 лет учила детей любить Украину, Донецк. Вот с чем я осталась на старости лет”, – говорит она.
Местные жители считают: украинские силовики прицельно бьют по жилым кварталам, чтобы распугать лишних свидетелей.
“От кого они нас освобождают? Мы не были никогда ни кем оккупированы, захвачены. А нас освобождают установками “Град”, минометами и неизвестными снарядами, от которых остаются воронки”, – говорит местный житель.
Применение ВВС Украины запрещённых кассетных бомб по жилым кварталам Луганска.
Жители Луганска тоже рассказывают о применении мощного вооружения. Накануне горожане были свидетелями атаки, предположительно, запрещёнными кассетными бомбами.
“Бомбы падали – маленькие беленькие парашютики и спускались на этих снарядах медленно”, – рассказывают очевидцы.
Итог — две разбитых пятиэтажки. Есть погибшие и раненые. Ополченцы собрали фрагменты тех смертельных зарядов.
“Авиационо-кассетный припас вышибного действия при подрыве в воздухе с него вылетают поражающие элементы, которые вылетают на 100 метров”, – рассказывает ополченец.
В Луганске всё опаснее выходить на улицу. Обстрел жилых районов начинается внезапно. Журналисты портала “Анна-Ньюс” снимали последствия очередной бомбёжки. Возле автобусной остановки сами попали под миномётный обстрел. Ранения получили оператор и водитель. Могли быть и жертвы.
“Взрыв в 4-5 метрах от нас. Машина прикрыла людей — женщины, дети. Осколки приняла машина. В меня попало 3 осколка. Это ад кромешный, что творит киевская хунта, убивают мирных людей”, – говорит Алексей, водитель съёмочной группы.
Окрестности Луганска и Донецка сейчас — зона самых активных боевых действий. Целые жилые кварталы превращаются в руины, как, например, посёлок Аксёновка после ночного удара украинских силовиков.
“Вот что делает украинская власть. Ещё раз повторяю: никакие ополченцы по нам не стреляют. С таких вооружений, с которых они шмаляют по нашим городам, ополченцы не могут стрелять”, – говорит местный житель.
А в Горловке, как сообщают ополченцы, украинские силовики начали активно использовать установки залпового огня “Град” и “Смерч”. От этих ударов, артобстрелов и авианалётов здесь за последние дни погибли 35 человек, больше ста ранены.
Украинские силовики продолжают называть происходящее антитеррористической операцией и говорят об освобождении населённых пунктов. Вот только встречают “освободителей” не так, как они ожидали.
Несмотря на подобные отчёты об “успехах”, участники силовой операции сами признают, что всё не так гладко на фронтах. Они периодически попадают в засады, а украинские БТР подрываются на фугасе.
Несмотря на это, украинское военное руководство заявляет, что готовит штурм столиц самопровозглашенных республик. Крупные силы стягиваются к южным окраинам Донецка. В самом городе неспокойно: накануне в центре взорвался радиоуправляемый фугас, пострадали 8 бойцов отряда самообороны. Жители спешно покидают свои дома.
Луганск сейчас находится фактически в осаде. Отсюда, по данным горсовета, уехало 200 тысяч человек. Но ещё 250 тысяч остались, и они живут в условиях гуманитарной катастрофы. Уже неделю нет электричества, воды, телефонной связи, Интернета. Невозможно дозвониться до родственников, чтобы узнать об их судьбе.
“Сегодня у нас колоссальные разрушения по школам, по больницам, по жилым домам. Сегодня даже подсчитать ущерб и оценить, насколько уничтожен город, невозможно. В городе нет запасов продовольствия, нет запасов топлива. В связи с тем, что повреждена большая часть автомобилей центра утилизации бытовых отходов, перестал вывозиться мусор. В условиях высокой температуры это уже не просто гуманитарная катастрофа, а экологическая катастрофа”, – отмечает заместитель директора департамента Луганского горсовета Александр Савенко.
Местные жители требуют остановить карательную операцию. Но в Киеве заявляют только об активизации подразделений вокруг Донецка и Луганска. Судя по записям видеорегистратора, туда стягиваются украинские колонны систем залпового огня “Ураган” и “Смерч”. Одна такая установка может уничтожить целый жилой микрорайон с населением в десятки тысяч человек.