Украина проиграла информационную войну
Подрыв авторитета органов государственной власти, нарушение функционирования систем управления войсками и контроля за техногенно опасными объектами – прямая угроза национальной безопасности
Недавно мне на глаза попался сборник мультфильмов «Гора самоцветов». В нем каждая серия посвящена сказке народа, населяющего ту или иную территорию Российской Федерации. Каждый мультфильм начинается одинаково: «Мы живем в огромной стране России. Наша столица – город-герой Москва. Сегодня мы с вами будем смотреть сказку такого-то народа, проживающего там-то». Фон – карта северного соседа. Все это невольно заставляет граждан гордиться своей бескрайней страной. Именно так с малого возраста воспитывается патриотизм.
За годы самостоятельности Украина так и не смогла создать свои теле- и радиопрограммы, фильмы и т.д. На государственном уровне процветает поклонение предательству (гетман Иван Мазепа) и поражению в битвах («герои Крут», бездарно брошенные своими же начальниками, или «битва» под Бродами, в которой дивизия СС «Галичина» фактически была разбита воинами доблестной Красной Армии). Все это невольно порождает такие же пораженческие настроения в обществе, желание продать и предать, ведь это выгодно и похвально.
Бессилие государственных информационных структур особенно сильно проявилось сегодня. Практически все телеканалы, вещающие на всю Украину, показывают новостные сюжеты со стороны Майдана. А где же правительственная сторона? Неужели забыты традиции Львовского военно-политического училища времен СССР, в котором готовили великолепных военных журналистов-аналитиков? Где они? Неужели на многочисленных факультетах журналистики никто не читает курс противодействия информационной войне?
В информационной борьбе побеждает та сторона, которая более эффективно использует информацию и каналы влияния. При обострении конфликтов информационная борьба перерастает в информационную войну. И тогда все средства хороши:
манипулирование – дезинформация, утаивание или искажение информации;
нарушение информационного обмена – несанкционированный доступ или необоснованное ограничение доступа к ресурсам, противоправный сбор и использование информации;
разрушение информационного пространства страны или его использование в антигосударственных интересах;
информационный терроризм – распространение компьютерных «вирусов», установление программных и аппаратных закладных устройств, внедрение радиоэлектронных приборов перехвата в технических средствах и помещениях, незаконное использование телекоммуникационных систем и ресурсов, навязывание фальшивой информации и проч.
Непосредственным результатом негативных информационных влияний является искажение информации. Это ведет к деформации и/или разрушению информационной среды государства и его информационных ресурсов, невозможности функционирования важных государственных, производственных, финансовых, научных и общекультурных систем. В конце концов, к потере национального информационного суверенитета.
Развитие любой страны как суверенного, демократического, правового и экономически стабильного государства возможно только при условии обеспечения информационной безопасности всех субъектов информационных отношений. Население всех возрастов, с одной стороны, и СМИ – с другой. Но за последние 20 лет наше государство так и не научилось защищать собственное информационное пространство.
Формирование информационной инфраструктуры государства, создание и внедрение новых информационных технологий влечет за собой не столько устранение существующих угроз, сколько возникновение новых. Наиболее опасными являются преднамеренные, источником которых могут выступать объективные и субъективные расхождения духовных, интеллектуальных и материальных интересов субъектов информационных взаимоотношений. Несовпадение путей, форм и методов порождает конфликтные ситуации.
Начинать нужно с определения того, куда мы все-таки идем и что строим, а главное – четкого понимания, кто друг и кто враг.