Украина идёт под ЕС: серьёзные последствия пассивного наблюдения
Кто играл в преферанс, знает, что самый сложный этап и самые большие проигрыши — на распасах и особенно на мизере. Играть на взятки легко и почти безопасно: прикинул контракт, выполнил. В крайнем случае, немного недобрал. Совсем другое дело, когда рискуешь получить «паровоз».
В международной политике тот же принцип. В эпоху стабильности и роста можно расслабиться: прогнозы строятся по прямым линиям, конкуренция держав не заканчивается фатальным исходом. Другое дело, когда начинается кризис. Тут не то что недобрать — страну потерять можно. Если сегодня условно 1934 год (да-да, уже пять лет прошло с начала Великой депрессии), то последствия любой ошибки могут быть самыми печальными. Это же касается и нынешнего соперничества ЕС и России вокруг Украины: варианты ответов на поступающие вызовы пора фильтровать более тщательно. Специфика эпохи требует более взвешенных решений.
Цели ЕС: сегодня Украина, завтра Евразия
В Европейском союзе нет никаких причин отгонять идущую им в сети рыбу, ограничившись подписанием Соглашения об ассоциации лишь с Украиной. За нею последуют ещё Грузия и Молдавия, вопрос решается если не на Вильнюсском саммите этой осенью, то в течение ближайшего года. С Арменией уже сложнее, потому что здесь присутствует нерешённый карабахский вопрос, но тоже можно. Что дальше? По численности населения рынок немаленький, но в данный момент его платёжеспособность оставляет желать лучшего. Причём она может ещё и упасть, если европейские товары начнут активно вытеснять местное производство, а люди терять работу. На принципиально другой уровень экономическая экспансия ЕС может перейти только через выход на рынок Таможенного союза.
Только не нужно считать, что главная цель ЕС — проделать дырочку в российско-украинской таможне и реимпортировать товар через неё. Это тоже будет, но европейское политическое руководство — всё-таки не контрабандисты, работающие в масштабах среднего и мелкого опта. Им нужна вся Россия. А ещё Белоруссия, Казахстан и другие республики, которые в перспективе могут войти в Евразийский союз. И полное достижение этой цели обеспечивается, конечно, не через щели на границах, а только путём включения всего евразийского пространства в зону свободной торговли с ЕС.
Для подобных надежд у объединённой Европы были определённые основания. Ведь первые лица как со стороны России, так и со стороны ЕС в 2010, 2011 и 2012 годах заявляли о готовности начать переговоры по поводу зоны свободной торговли. Однако это было до того, как начался серьёзный спор вокруг Украины. Вольно или невольно, но российская политика переходит в оппозицию ЗСТ: это касается не только Украины, но и вообще самой идеи.
ВТО: плавали, знаем
Сегодня политический класс в Москве для себя — в первую очередъ, для самого себя — формулирует отношение к ЗСТ, к стратегии ЕС на Востоке и к тому, какой в этом всём российский интерес. Слово не воробей. Публично и многократно высказанная позиция, подобно заградотряду, будет стоять за спиной, мешать сдаче позиций. Ведь если ЗСТ с ЕС для Украины или Молдавии ведёт к уничтожению местного производителя, разве аналогичный договор для России может означать что-то другое?
То есть тропинка лучше самого путника знает, куда она его приведёт. Поэтому в данном случае нужна и конфронтация с ЕС, и активное обсуждение проблемы в СМИ, и вовлечение в эту дискуссию всех стран Таможенного союза. Не то чтобы это как-то помогло спасти Украину (хотя вдруг), но, по крайней мере, такая шумная кампания гарантирует невступление в ЗСТ самой России. А уже потом, находясь в более выигрышном положении, можно зазывать соседей в Евразийский союз. Мол, на нашей лужайке трава зеленее.
Негативный опыт Украины можно было бы использовать и раньше. Когда Киев рвался в ВТО, а Москва хранила скорбное молчание. Формально — не было повода. Виктор Ющенко точно не стал бы слушать ничего альтернативного прозападному курсу, спорить было не о чем и не с кем. Хотят в ВТО? Скатертью дорога. Но именно это молчание в конечном итоге привело во Всемирную торговую организацию саму Россию. Начнись дискуссия по Украине ещё в 2008 году, аргументируй тогда Россия все последствия от членства в ВТО для своего соседа (а они уже тогда были очевидны и неоптимистичны), то вступление РФ в ряды этой организации в 2012 году стало бы невозможным. А теперь приходится уже изнутри констатировать, мол, в ВТО наблюдается определённый застой.
Сирийский президент Башар Асад очень точно высказался относительно российской политики — хоть и не по этому поводу, но речь ведь идёт об общих принципах: «Не нужно защищать меня, не нужно поддерживать Сирию. Защищайте себя, проводите политику в своих собственных интересах».
Это заглавными буквами нужно записать в скрижали евразийской стратегии. Тем более что там ещё ничего не записано. По той же Украине рядом соседствуют взаимоисключающие предложения: то ли плюнуть на них и предоставить собственной воле, то ли сделать всё, чтобы у Януковича горела земля под ногами. Каким бы ни было решение, но этих метаний быть не должно.
Да, ещё один момент. Не стоит пасовать при хороших картах, это тоже бывает причиной серьёзных проигрышей. Во всяком случае — в преферансе.