Угрозы для США в оценках американской разведки
31 января директор сообщества по национальной разведке США Джеймс Клеппер представил публике отчет, посвященный прогнозу будущих угроз безопасности Соединённых Штатов.
Отчет Джеймса Клеппера любопытен тем, что, кроме явных угроз, в нем нашлось место государствам, которые не приемлют одностороннюю гегемонию США в мире, таким как Россия, Китай и Иран, что указывает на явный политический подтекст отчета. Если перед агрессией в Ираке, несмотря на однозначную позицию неоконсерваторов, разведсообщество правдиво докладывало Дж. Бушу, что у С. Хусейна нет химического оружия, здесь видна тенденция создания определенной картины, согласно которой у США появляются новые враги.
Доклад содержит тридцать страниц и разбит на семь разделов, неравноценных по объёму. Первым в повестке дня значится терроризм. Указано, что в ближайшие два-три года угроза терроризма войдет в критическую фазу перехода от таких структур, как «Аль-Каида», к более децентрализованным движениям, которым сможет противостоять лишь четкая контртеррористическая стратегия с участием партнеров. Тем не менее террористические группы и силы, симпатизирующие движению глобального джихада, будут иметь доступ к финансированию, оружию, взрывчатке, надежным укрытиям, а также вербовать новых членов. Такой неутешительный вывод позволяет сделать заключение, что даже самые успешные контртеррористические операции США не принесут мира.
Далее следует проблема распространения ядерного оружия. У Вашингтона в этом вопросе есть два классических изгоя – это Иран и Северная Корея.
Третий раздел посвящен кибербезопасности. Помимо указаний на рост уязвимости сетей коммуникаций и баз данных, приведены и конкретные государства, представляющие, по мнению американских экспертов и разведчиков, опасность для США. Это – Китай и Россия, которые вызывают «особое беспокойство». Идет ссылка на вышедший в октябре 2011 г. доклад по шпионажу, в котором указано, что из этих стран происходят регулярные проникновения в американские компьютерные сети, направленные на кражу интеллектуальной собственности. Правда, на этом описание всего «зла», исходящего из указанных стран, ограничивается.
Однако в четвертой главе, посвященной шпионажу, российско-китайская эпопея продолжается. При этом дуэт расширен до трио за счет Ирана. Всем трем странам приписываются агрессивные и успешные действия в деле экономического шпионажа против США. А Иран вообще за последние годы значительно поднаторел в этом вопросе и, как указано, «поразительно увеличил свои кибервозможности по глубине и сложности».
Раздел о массовых убийствах занимает полстраницы и практически ограничивается перечислениями регионов – это суданская область Дарфур, восточное Конго, Нигерия, Ливия и Сирия. Включение в этот список Сирии насквозь тенденциозно: в соседнем Ираке гибнет гораздо больше людей, но он здесь не упомянут.
Самым большим по объему является раздел, посвященный глобальным изменениям. Однако выкладки больше посвящены внутренним проблемам государств, а также их взаимоотношениям с соседями. В Афганистане продолжится «умиротворение» Талибана. Несмотря на то, что в стране производится рекордное количество наркотиков для мирового рынка, будущая ситуация подана самым неопределенным образом – в отчете лишь указана взаимозависимость уровня безопасности в определенных местностях с возможностью доступа к рынкам законной сельхозпродукции. Учитывая, что от наркотрафика страдают страны Центральной Азии и Россия, такая уклончивость позволяет сделать вывод о незаинтересованности США в борьбе с наркотическим злом.
В Пакистане и Индии ситуация особо не изменится. Китай будет озабочен стабильностью своих регионов, а также модернизацией армии. В длительном споре по Тайваню преимущество будет сдвигаться на сторону Китая. «Арабская весна», согласно докладу, больше всего повлияла на Египет, Ливию, Сирию и Тунис. Ситуация в Бахрейне, где во время разгонов демонстраций неоднократно погибали мирные граждане, вообще не освещена. В выводах, посвященных неспокойным арабским странам, говорится, что их лидеры будут продолжать сотрудничать с США по вопросам безопасности, для того чтобы сдерживать региональные амбиции Ирана, а также просить экономической помощи.
Ирану авторы доклада сулят внутренние проблемы, связанные с действиями системной оппозиции и борьбой за власть, ему приписывается стремление повлиять на ход «арабской весны» через своих союзников и суррогатные структуры, укрепление связей с Ираком и Курдским региональным правительством. Отдельным пунктом Тегерану вменяется подрывная деятельность в Афганистане, направленная против стратегического партнерства США с этой страной. В Ираке уровень насилия останется примерно на том же уровне.
Раздел, посвященный России и Евразии, представляет особый интерес. Американцы предрекают возвращение В. Путина на пост главы государства, что вызовет «разочарование и злобу в определенных кругах», причём внутренняя и внешняя политика властей, как прогнозируется в отчёте, особых изменений не претерпит. Утверждается, что «Путин будет скорее сохранять политическую/экономическую систему, а не выступать агентом либеральных реформ… Путин сосредоточится на восстановлении единства элиты, защите активов элиты и обеспечении новых возможностей для обогащения элиты». В то же время, отмечается в отчёте, он будет искать возможность повысить благосостояние масс. Во внешней политике В. Путин, как прогнозируется, сохранит развитие двусторонних отношений с Соединёнными Штатами, извлекая выгоду для России из процесса «перезагрузки». Составители отчёта считают, что В.Путин испытывает инстинктивное недоверие к намерениям США, что, вероятно, будет подталкивать его на конфронтацию с Вашингтоном по ряду политических вопросов.
Указано, что позитивные результаты «перезагрузки» достигнуты, так как США уже получили то, что хотели, включая новое соглашение по стратегическим ядерным вооружениям и сотрудничество в Афганистане. Для России чувствительными вопросами останутся система ПРО, санкции против Ирана и ситуация вокруг Сирии. Кроме того, Кремль будет относиться с подозрением к сотрудничеству США со странами бывшего Советского Союза.
Неразрешенные конфликты на Кавказе и хрупкость ряда государств Центральной Азии обозначены как вероятные будущие взрывы на карте Евразии. В отчете употреблен термин «оккупация» там, где речь идет о взаимоотношениях Москвы с Южной Осетией и Абхазией. В связи с новой конституцией Грузии, дающей более широкие полномочия премьер-министру, и выборами в 2013 г. президента, значится, что М. Саакашвили может сохранить свою власть на должности премьер-министра, что может повлиять на перспективу дальнейших трений между Москвой и Тбилиси.
Из других стран СНГ говорится о наличии системного кризиса в Беларуси и оказании режиму А. Лукашенко помощи со стороны Москвы. Украине уделен один абзац, где указано, что в стране процветает авторитаризм В. Януковича, выражающийся в избирательном наказании деятелей политической оппозиции, давлении на СМИ и манипуляциях на выборах.
Впрочем, Россия снова появляется в следующем разделе. На этот раз – в связи с транснациональными криминальными группировками. Здесь черным по белому написано: «Все более и более тесная связь между российской и евразийской организованной преступностью и олигархами увеличивает возможность государственных или связанных с государством акторов подрывать конкуренцию на рынке газа, нефти, алюминия и драгоценных металлов, что потенциально угрожает американской национальной и экономической безопасности… Конкуренция американских и западных компаний разъедается коррумпированным бизнесом из-за океана». Кроме того, отмечено, что транснациональные криминальные группировки ослабляют стабильность и подрывают законы в некоторых встающих на ноги демократических государствах и регионах, имеющих стратегическое значение для США.
Космос тоже несет угрозу Соединённым Штатам. «Интерес других государств и даже негосударственных акторов к развитию космической отрасли и использованию этого пространства в следующие десятилетия будет угрожать космическим системам США и приведет к росту вызовов по отношению к стабильности и безопасности космоса». Тут бы самое время упомянуть об инициативах России в отношении космического права, в том числе направленных на недопущение милитаризации космического пространства. Однако в свое время они были проигнорированы Вашингтоном и в настоящем отчёте о них речи нет.
В целом выступление Джеймса Клеппера дает четкое представление о том, кого и где видят службы США на ролях мировых злодеев и врагов завтрашнего дня Америки. Судя по всему, на первые места в этом списке будут выдвинуты террористы, а также государства, которые характеризуются как оказывающие поддержку террористическим организациям.
Можно сделать вывод, что из государств первым номером среди врагов Америки значится Иран, который фигурирует практически в каждом разделе отчёта. Если исходить из процентного соотношения упоминаний отдельных государств, то России в списке будущих вероятных угроз Соединённым Штатам отводится «почётное» второе место.