Удержаться и не упасть
На что рассчитывают американские власти в этой ситуации рассказал министр финансов США Т.Гейтнер, основной упор делается на то, что экономика будет постепенно и медленновосстанавливаться, а по сути стагнировать (т.к. в основе роста показателей будет госбюджетные расходы). По мере стабилизации ситуации и роста склонности к инвестициям правительство планирует сокращать фискальные и иные стимулы и сокращать дефицит бюджета. Это будет провоцировать медленное восстановление экономики в течение нескольких лет с периодами спада и роста, по сути это период длительной стагнации. Такое развитие было бы вполне логичным, если бы это была обычная рецессия, какие бывали в последние годы. Но на пути реализации такого сценария развития событий есть много подводных камней.
Первое – это кредитный сектор. Такое восстановление предполагает сохранение низких процентных ставок и лояльные условия кредитования. Т.к. текущая кредитная масса сформировалась в условиях активного кредитования и игнорирования кредитного риска – то поддерживать этот уровень можно только при условии также игнорирования риска, либо взятия рисков на себя властями. На данный момент именно так и реализовано, риски на себя берёт ФРС, создается программа выкупа «токсичных активов». Однако, что потом делать с этими активами совершенно не понятно, т.к. риски никуда не делись, они просто перешли из частного сектора в государственный, подрывая основу – систему госфинансов.
Планируется расчистить балансы банков, но прежние объемы кредитования возможны, только если банки опять начнут набирать на балансы эти самые «токсичные активы». Потребность в кредите существует в основном со стороны низконадежных заемщиков, без вовлечения которых в процесс кредитования говорить о восстановлении спроса не придется ещё очень долго. Другой стороной медали являются ставки, для того, чтобы активизировать потребление необходимо, чтобы долгосрочные ставки длительное время оставались на низких уровнях, что в условиях большого дефицита бюджета практически недостижимо. Повышение ставок может спровоцировать новый обвал кредитной системы, а оно произойдет как только появятся риски инфляции и первые признаки потребительской активности. По сути власти США не могут допустить сильной активизации ситуации, т.к. придется резко ужесточать монетарную политику, а это обрушит всю пирамиду долгов, такое уже произошло после последнего цикла повышения ставок ФРС. Так что говорить о скором восстановлении не придется ещё долго.
Второе – это способность правительства привлекать средства на финансирование дефицитов. Риски инфляции будут способствовать снижению доверия к доллару, сохранять низкие ставки не удастся. А при восстановлении эти риски в любом случае появятся, причем достаточно быстро, т.к. товарные рынки уже давно стали инвестиционными, т.е. реагируют на ситуацию быстрее, раньше, чем в экономике происходят изменения. Т.е. инфляция проявится раньше, чем мы увидим реальное улучшение экономических процессов, а это заставит власти действовать жестко, иначе инфляционные процессы могут выйти из под контроля. А в условиях текущего состояния системы госфинансов, которая взяла на себя значительную часть кредитных рисков и обеспечивает важную роль в формировании доходов населения такое развитие событий равноценно самоубийству.
Система госфинансов США держится только на доверии к ней, если кризис 2007-2008 годов сопровождался потерей доверия в частном секторе, то потеря его в госсекторе будет фактически крахом всей системы. Дополнительным негативным фактором будет выступать процесс выхода поколения «бэби-бумеров» на пенсию. Этот процесс начался в 2008 году и пик придется на 2012-2014 годы. Ни для кого не является секретом, что именно пенсионные фонды выступают основными покупателями долгов правительства США, в процессе роста пенсионных выплат ресурсы пенсионных фондов будут истощаться, что ограничит их возможности по выкупу долгов правительства. Замещать этот спрос эмиссией можно, но не долго, т.к. это усилит инфляционные процессы.
Третье – это потребитель и его готовность к потреблению. Пока население США продолжает стремительно сокращать потребление, даже в условиях того, что государство формирует значительную часть потребительского дохода, пытаясь сдержать спад потребления. Суть заключается в том, что потребитель может привыкнуть экономить и сберегать, тем более, что этому способствует значительное обесценение инвестиций на будущее (частично они формировались за счет рынка недвижимости, частично за счет роста финансовых других активов). Падение цен на фондовых рынках, потери на кредитных рынках и падение цен на дома обесценило активы американцев, что заставляет из восполнять потери, активно наращивая накопления.
Если население окончательно отвернётся от активного потребления и откажется от кредитов, которые являлись основным двигателем американской экономики на протяжении многих лет, никакие вливания государства не смогут восстановить ситуацию. Изменить её тогда сможет только повышение инфляции и отрицательные реальные процентные ставки. Если население столкнется с тем, что их накопления обесцениваются, оно будет искать возможности для сохранения сбережений. Т.е. власти должны будут сформировать инфляционные ожидания, но это грозит очень серьёзными последствиями для системы госфинансов, что заставит повышать ставки, ввергнув потребителя и экономику в новую волну кризиса.
По сути у США нет вариантов для того, чтобы перейти к стабильному росту, главная задача, которую они будут ставить сейчас – это стабилизировать ситуацию хотя бы на текущих уровнях, поддержав экономику на плаву как можно дольше. Если это удастся, в ближайшие годы будут насыщены короткими периодами взлетов и падений, о чем и говорил министр финансов США Т.Гейтнер. Но это не будет восстановление, а будет тяжелый период изменения и адаптации системы. Удастся ли им балансировать между инфляцией и дефляцией достаточно долго – от этого и будет зависеть перспектива ближайших нескольких лет. Но ясно одно – этот процесс невозможен без постепенного латентного, либо открытого сокращения потребления в США и будет сопровождаться снижением среднего уровня жизни. Поэтому тех, кто надеется на быстрый выход, постигнет разочарование – выхода в текущей ситуации быть не может. Потребление должно существенно сократиться прежде, чем мы сможем говорить о восстановлении. Опасность заключается в том, что американцам не удастся балансировать на грани (для этого достаточно просто потери доверия к системе), постепенно сокращая потребление. Самостоятельно этот путь Америка не пройдет, это возможно только в условиях поддержки со стороны других участников мировой финансовой системы. Если же удержать систему на плаву не удастся и доверие будет потеряно, мы увидим крах мировой системы финансов, в первую очередь системы госфинансов по сравнению с которым последний обвал на финансовых рынках покажется только разминкой.