У сирийцев один выход: драться до конца
Выделяя Сирийскую Арабскую Республику из общего ближневосточного контекста, автор исходит из того, что Сирия остается единственным государством региона, неизменно проявляющим дружественное отношение к России (СССР) и готовность к установлению отношений союзнических. Существенно для автора и многолетнее сотрудничество Академии геополитических проблем (Россия) с сирийскими научно-исследовательскими структурами, прежде всего с Центром стратегических исследований Сирийской Арабской Республики (САР).
В июле 2011 г. делегация Академии во главе с ее президентом Л.Г. Ивашовым была приглашена руководством САР для консультаций в связи с обострением внутриполитической ситуации в стране и угрозой американо-натовской агрессии. Обстоятельные беседы с президентом республики, министрами обороны, иностранных дел, информации, с руководителями спецслужб и другими специалистами, надеюсь, помогли вывести ситуацию из состояния критической и в ряде моментов переиграть американцев и французов с их нагловато-стандартной стратегией «цветных» революций.
***
Арабский мир, являясь историческим ядром исламской цивилизации, далеко не однороден, не консолидирован, не имеет собственного геополитического проекта в ХХI веке. А значит, он служит объектом для других глобальных сил и включен в их проекты. Три ведущих геополитических центра современного мира – Северная Америка, Европа и Китай – развернули острую конкурентную борьбу за обладание африканскими и, прежде всего, ближневосточными углеводородными и другими природными ресурсами, стратегическими коммуникациями и ключевыми территориями. Сегодня Арабский Восток является регионом, обслуживающим страны Запада, питающим их нефтью, финансирующим экономику западных стран в ущерб собственному развитию. Сырьевой тип экономики даже при благополучном материальном положении населения замораживает развитие. В ряде арабских стран часть населения не получает современного образования, не имеет интересной работы, возможностей профессионального роста. Сказывается на развитии региона и религиозный консерватизм. Правящие элиты стран Ближнего Востока, обладая независимостью от своего народа, в то же время находятся под жестким контролем со стороны США и Европы, поскольку все свои состояния хранят на Западе, там же обитают их семьи, там у них «запасной» аэродром. Однако в Сирийской Арабской Республике ситуация несколько иная.
Развитие государства и общества в Сирии строится на светской основе, с учетом основ национальной и религиозной традиции. Среди сирийских арабов высок процент христиан (около 15 проц.), нет межконфессиональной розни. Государство строго следит за поддержанием гражданского и межконфессионального мира, пресекает проявление исламского и другого экстремизма. Серьезное внимание руководство страны уделяет образованию, развитию научных знаний, созданию современных производств. Несколько российских университетов, научно-исследовательских учреждений с большим интересом сотрудничает с сирийскими партнерами. И еще: среди арабских государств лишь Ливия, Сирия и в меньшей степени Йемен и Ливан пытались проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Мировой финансовой олигархии, Соединённым Штатам, претендующим на мировое господство, подобная независимость не нравится.
С такими странами, как Сирия, расправляются посредством «революционных технологий» и с помощью военной силы. При этом используются международные организации, мобилизуются и перебрасываются в страну, попавшую в прицел США и НАТО, экстремисты всех мастей, наемники, подразделения спецслужб. За стремление проводить самостоятельную политику, за право самим выбирать свою судьбу, свой путь развития, своих друзей и союзников подверглись вооруженной агрессии народы Югославии, Ирака, Ливии. Сирийский народ – также под военным давлением со стороны США, Израиля, НАТО. Ведь после предательства египетского президента А. Садата и разгрома Ирака Сирия последовательно продолжала борьбу против оккупации Израилем арабских территорий, оказывала помощь палестинскому сопротивлению, поддерживала ливанское сопротивление израильской агрессии, принимала иракских беженцев. И настойчиво проводила антиамериканскую политику, сочетая ее с политикой мирного разрешения всех конфликтных ситуаций.
Политическая стратегия президента САР Башара Асада, руководства республики в целом, серьезное внимание к вопросам обороны и безопасности страны, социально-политическое единство сирийского общества обеспечивают проведение независимого курса. Однако и в Сирии накопилось много социально-экономических проблем, создавших почву для политического противостояния, которое тут же поощрили из-за рубежа. Высокий уровень безработицы среди молодежи и низкий уровень доходов у половины населения, плюс многолетний режим чрезвычайного положения и деятельность службы безопасности создали потенциал недовольства. Молодой Башар Асад, избранный президентом САР после смерти в 2000 г. его отца, выдающегося государственного и международного деятеля Хафеза Асада, чувствовал необходимость реформ. Однако консервативность сирийской элиты, внешнее враждебное (Израиль) и настороженное (монархические и проамериканские режимы соседей) окружение, а также военное давление США не позволяли приступить к их осуществлению.
Революционные события на севере Африки, особенно в соседнем Египте, подтолкнули сирийского президента к конструктивной программе преобразований, которые позволят стране сделать рывок в своем развитии, а обществу – обрести новые демократические черты. Но давайте задумаемся: нужно ли это США, Израилю, «золотому миллиарду»? Их цель – держать арабский мир разделенным, враждующим, нищим, неразвитым. И главное – не допустить арабского единства. Именно поэтому серьёзные предложения президента Б. Асада по модернизации государства и общества вызвали тревогу у противников Сирии. Ливию за ее независимый курс подвергли бомбардировкам, предварительно спровоцировав там вооруженный мятеж. В Сирии (как и в Иране) западные и израильские спецслужбы давно готовят операцию «цветная революция». Цель этой операции очевидна: не допустить стабильного развития ни в одной арабской стране. Спокойствие в Сирии и тем более модернизация страны могут стать примером для других. А мировому олигархату и США желательно видеть арабский мир сплошным Афганистаном – вечно воюющим, нищим, необразованным, потребляющим минимум нефтепродуктов, но – устойчиво снабжающим Запад нефтью и возвращающим полученные за нефть доллары в западные банки.
Сирия после уничтожения независимой Ливийской Джамахирии остается единственной страной в арабском регионе, открыто противостоящей американской и израильской агрессивной политике и поддерживающей дружественные отношения с Ираном. Поэтому, не дожидаясь свержения или убийства М. Каддафи, американцы запустили стандартную операцию против САР. На первом этапе организуются силы, противостоящие сирийскому режиму: сирийские братья-мусульмане, отсиживающиеся в Лондоне; управляемая американцами «Аль-Каида»; бывший вице-президент САР, ограбивший страну и бежавший в тот же Лондон; другие диссиденты-коррупционеры, плюс всякого рода боевики и наемники. Им были организованы коридоры на сирийско-турецкой и сирийско-ливанской границах, турецкие войска подтянулись в пограничную зону. Из Ирака на территорию Сирии выдвинулись американские «коммандос» и группы боевиков из частных военных корпораций. Параллельно финансировались сепаратистские организации и экстремистские группы на территории самой Сирии.
Первые же боестолкновения с боевиками близ границы с Турцией и выступления оппозиционных группировок дали сигнал к началу мощной информационно-психологической войны. Телеканал «Аль-Джазира», западные СМИ стали едва ли не сутками «транслировать» события в САР. Президент Б. Асад запретил силам правопорядка применять против протестующих оружие, но тем не менее кто-то стрелял как по толпе, так и по полицейским. Появились одиночные жертвы, которые антисирийские СМИ умножали кратно. При этом первыми жертвами, как и в Ливии, стали военнослужащие и полицейские. И это означало запуск второго этапа операции.
Находясь в это время в Сирии, общаясь каждодневно с руководителями страны и получая объективную информацию, я видел реальную ситуацию и то, что транслировали «Аль-Джазира» и западные СМИ. Так, в сводках из г. Хама (центр «оппозиционных» сил) сообщалось, что в течение минувшей ночи «оппозиционерами» разграблено несколько магазинов, домов, осуществлено осквернение мечети, убиты полицейские. Руководство принимает решение не обнародовать эти сведения, чтобы не разжигать ненависти. В антисирийских СМИ эти же акты вандализма раскручиваются как протест против режима, аресты бандитов – как подавление политических прав и свобод. Госсекретарь США Х. Клинтон вместо того, чтобы разобраться с легитимностью своего мужа, объявляет о нелегитимности президента САР и пытается протолкнуть через Совбез ООН резолюцию о санкциях против Сирии. Однако наученные опытом антиливийских резолюций Россия и Китай блокируют эти попытки. Операция, успешно начавшись, натолкнулась на препятствие. Да плюс ко всему сирийское руководство стало играть не по американским правилам. Президент Б. Асад выдвинул план комплексного реформирования страны и общества, который превзошел по своей глубине и масштабам все требования «оппозиции». Вместо требований о внесении изменений в Конституцию Республики, президент предложил принятие нового конституционного акта, закона о политических партиях, серию других законов, отменил режим чрезвычайного положения, решил проблему гражданства курдов, поставил вопросы реформирования службы безопасности, системы образования, занятости населения и многое другое. И этот реформаторский пакет президента стал предметом всенародного обсуждения.
Пиком информационного противостояния явился широкий диалог представителей всех слоев населения, политических партий и конфессий по программе президентских реформ. Политическое противостояние, на раскрутку которого так рассчитывали американцы, отошло на второй план, на первый вышла нормальная повседневная жизнь сирийцев и обсуждение будущего страны. Народ сплотился вокруг своего молодого лидера, в стране развернулись массовые демонстрации в поддержку президента, против «оппозиции». И тут не выдержали нервы у нагловатых американцев и французов: 8 июля 2011 г. американский и французский послы без разрешения сирийского МИДа рванули в г. Хама, где развязно призвали «оппозиционеров» не идти на диалог с властью, не участвовать в обсуждении проектов реформ и продолжать сопротивление. Вот такая демократия по-американски. Послам был заявлен протест, проамериканские марионетки были еще больше дискредитированы, посольства подверглись разгрому со стороны сирийских патриотов. Резко сократились ряды «оппозиционеров». И еще важный момент: армия сохранила единство и верность своему главнокомандующему. Лишь один полковник, страдающий психическим заболеванием, присоединился к протестующим, около десятка солдат покинули армейские казармы. Армейские подразделения вышли на прикрытие государственной границы (прежде всего сирийско-турецкой) и во внутриполитических процессах практически не участвуют.
Организаторы мятежа были загнаны в тупик. Министр обороны Франции Ж. Лонге вынужден был признать, что «сирийская ситуация совершенно не сравнима с ливийской» и что «воздушная операция в Сирии ничего не решит» (LeFigaro 12/ 07/ 2011). Однако признать поражение, естественно, не хочется. Стали искать виновных. Кроме президента Б. Асада, виновными объявили Россию и Китай. Вот обвинительный вердикт премьер-министра Франции, заявленный радио Европа-1: «Франция совместно с рядом других европейских государств вынесла на обсуждение СБ ООН проект резолюции, который теперь блокирован Россией и Китаем. Подобную ситуацию нельзя теперь назвать иначе как недопустимой. Молчание Совета Безопасности становится невыносимым». Действительно, не позавидуешь ни Саркози, ни Обаме с Хиллари Клинтон: на носу президентские выборы, а провал следует за провалом, сначала в Ливии, а теперь и в Сирии. Обама уже выбросил главный козырь – Бен Ладена, а Саркози и бросать нечего. Так и хочется его успокоить: скоро обязательно начнутся во Франции столкновения полиции с оппозицией, и тогда Россия и Китай могут поддержать резолюцию СБ ООН о воздушной блокаде Французской Республики и вводе китайских миротворцев в зону конфликта. Численностью эдак миллиона в полтора.
Ну а если серьезно?
Анализ сирийской ситуации позволяет сделать выводы: западный мир, где верховодит симбиоз либералов, фашистов, финансовых хищников и гомосексуалистов, терпит системное глобальное поражение, а страны и народы, ведущие упорную борьбу за путь самостоятельного развития, добиваются успеха. Сирийцам, если они уступят давлению извне, останется выбирать судьбу Афганистана, Пакистана или Ирака – ничего иного Сирии Запад не позволит. Поэтому у сирийцев один выход: драться до конца…