«У Медведева есть один серьезный недостаток: он не умеет ставить задачи самому себе»
Со дня на день ожидается обнародование списка кадрового состава нового правительства
Скорее всего, в правительстве заменят лишь несколько знаковых фигур
Скорее всего, в нем заменят лишь несколько знаковых фигур, которые успели накопить на себе наибольший отрицательный потенциал в глазах общественности. В частности, скорее всего, будут заменены министры образования и науки, здравоохранения и социального развития, что, возможно, будет сопровождаться реорганизацией самих этих ведомств. Так, например, здравоохранение и социальное обеспечение следовало бы отделить друг от друга. У этих ведомств существенно разные задачи и методы их решения. В результате нынешнее министерство подходит к решению проблем здравоохранения с мерками, важными с точки зрения социального обеспечения, и наоборот.
Впрочем, любая кадровая или структурная реорганизация кабинета министров еще не решает главной задачи, стоящей перед страной, а именно задачи радикального изменения методов хозяйствования. В принципе, по моим расчетам, уже к 2020 году централизованное управление производством станет выгоднее рыночного в общемировом масштабе, причем по всем показателям без исключения. Если не замахиваться на мировой масштаб, а ограничиться внутрироссийским, то построение эффективного централизованного управления хозяйством в рамках нашей страны будет возможно как раз к сроку завершения президентских полномочий Владимира Путина. Т. е. нужно начинать заниматься этим уже сейчас. Но, к сожалению, пока столь радикальной смены самой концепции ведения хозяйства страны не предвидится. Я очень опасаюсь, что позиции либералов в нашей власти будут оставаться более сильными, чем заслуживает эта теория отказа от всякой содержательной деятельности на уровне руководства экономикой.
Советская плановая модель испытывала проблемы, потому что не располагала необходимой технологической базой
Что касается вышеуказанного срока перехода к плановому хозяйству, то он объясняется достаточно просто. Математическая сущность задачи планирования производства давным-давно изучена. Известно, сколько конкретно арифметических действий нужно выполнить для решения этой задачи. Соответственно, можно вычислить, к какому моменту мировой компьютерный парк достигнет вычислительной мощности, способной справляться с этой задачей в сроки, необходимые для эффективного управления, т. е. менее чем за сутки. Кроме того, известно, какая исходная информация необходима для постановки этой задачи, а также какая доля этой информации проходит через компьютеры и с какой скоростью эта доля растет. Соответственно, можно определить, к какому моменту практически вся необходимая информация будет доступна для компьютерной обработки. А ее остаточные небольшие погрешности будут компенсироваться благодаря тому, что сама она будет проходить менее чем за сутки. Таким образом, любые нестыковки в решении будут выявляться и корректироваться практически мгновенно.
Проблемы, которые испытывала советская плановая модель, объясняются тем, что она еще не располагала необходимой технологической базой для точного решения задачи планирования. Отсюда – те погрешности советского хозяйства, которые нам известны. Это – просто чисто технические сложности. Их в определенной степени умели преодолевать, но качество управления с годами перестало всех удовлетворять, потому что его сложность быстро растет по мере роста сложности самого производства. Когда оно стало слишком сложным и разнообразным, советская модель управления перестала с ним справляться. Однако теперь у нас появились технические средства, которые позволяют справляться с такими проблемами.
Теперь что касается фигуры Дмитрия Медведева на посту премьера. Насколько я могу судить по всей его предыдущей деятельности, у него как у руководителя есть только один серьезный недостаток: он не умеет ставить задачи самому себе. Этот недостаток не имеет решающего значения на любом посту, кроме высшего. В качестве премьера Медведев будет получать стратегические задачи от Путина, а справляться с задачами, которые перед ним уже поставлены, насколько я могу судить, он умеет достаточно хорошо. Поэтому в качестве премьера он может быть столь же полезен, сколько он был вреден в качестве президента.