«Тулузский стрелок» в полной мере придерживался стандартов мультикультурализма»
После последних кровавых событий во Франции многие комментаторы заговорили о кризисе политики мультикультурализма
Если человек знает, что ему не светит лучшее будущее, он начинает ненавидеть всех, кто туда движется
Как только стало ясно, что капитализм не вечен и в перспективе будет заменен более прогрессивным строем, он отказался от идеи прогресса как таковой и, наоборот, стал настаивать на своей вечности и неизменности. А оценивать культуру можно только в связи с прогрессом, с той точки зрения, какая из них способствует прогрессу, а какая ему препятствует. Соответственно, идея мультикультурализма без такого критерия оценки превращается в полный абсурд, когда мухомор и шампиньон объявляются равнополезными на том основании, что и тот, и другой – гриб. В конечном счете это вырождается в равную ненависть ко всем культурам. Причем эта ненависть сама по себе проявляется в первую очередь со стороны тех культур, которые не стремятся к прогрессу. Грубо говоря, если человек знает, что ему не светит лучшее будущее, он естественным образом начинает ненавидеть всех, кто туда, в это самое будущее, все-таки движется.
Наилучшее приближение к реализации теории плавильного котла было достигнуто в Советском Союзе
Надо сказать, что та культура, которая сформировалась в Европе и развивается на протяжении уже почти 3000 лет, при всех своих сложностях и неоднозначностях все-таки в наибольшей степени из всех существующих способствует прогрессу. В этом смысле высшим проявлением этой культуры является наша советская эпоха, которая с самого начала строилась под лозунгом прогресса и его максимального ускорения. Поэтому я предполагаю, что преступление вроде того, что было совершено в Тулузе, – это, помимо всего прочего и присутствующих там религиозных мотивов, еще и показатель того, что общество, которое отказывается от идеи прогресса, рано или поздно оказывается жертвой сил, требующих регресса.
Европейцы отказались от теории и практики плавильного котла, заменив ее теорией и практикой «салата», в котором должны присутствовать все культуры, не смешиваясь между собой и практически не взаимодействуя. Такой отказ от взаимодействия и приводит к регрессу. В свою очередь, Америка убедилась в том, что теория плавильного котла в том виде, в котором она применялась, слишком обостряет конкуренцию среди самих же американцев, поэтому они сейчас тоже перешли к технологии «салата». На мой взгляд, наилучшее приближение к реализации теории плавильного котла было достигнуто все в том же Советском Союзе, где признавалась необходимость сохранения своеобразия всех культур, но в той степени, в которой они способны к взаимодействию и движению к общей цели.