Ту-154 против “Дримлайнера”
Однако в свете последних инцидентов, связанных с неполадками в системах не в меру разрекламированного В-787 (который, кстати, заказан и рядом российских авиакомпаний) невольно закрадывается мысль – а нужно ли так быстро списывать проверенный и надёжный Ту-154?
Боинг-787 — одни проблемы
Конкуренция между российским (советским) и американским авиапромом существовала ВСЕГДА. Но сейчас, когда российские самолёты потихоньку покидают авиалинии, американцы получили новый Боинг-787 «Дримлайнер». К тому же «янки» растрезвонили на весь мир о его «надёжности», получив солидный куш от зарубежных заказов.
Зато когда речь шла о легендарном Ту-154, то СМИ (как западные, так и российские) дружно требовали снять его с эксплуатации, дескать, время «Туполевых» прошло. А Боинг-787 в 2011-2012 гг. вовсю поставлялся зарубежным заказчикам. И тут началось!
Первое, что произошло с «Лайнером мечты» — это возникновение проблем с электросистемой (возгорания литий-ионных батарей). Перед вылетами внезапно в пассажирском салоне и в кабине пилотов происходили опасные задымления. Причины возникновения задымлений сейчас выясняются.
Также выяснилось, что В-787 не совсем так прочен, как уверяли в корпорации «Боинг». Конструкция фюзеляжа продумана более чем посредственно: в ходе проверок были выявлены многочисленные факты трещин в многослойных прокладках, которые находятся под корпусом в хвостовой части фюзеляжа. Они собирались поставщиками на одном из заводов в штате Южная Каролина. Также В-787 отличается от своих предшественников по степени технической новизны примерно, как и первые реактивные лайнеры, в сравнении со своими поршневыми предшественниками. Планёр наполовину состоит из композитных материалов, о надёжности которых в течение длительной эксплуатации пока просто нет данных.
Из интервью директора по инвестициям фирмы «Боинг» Charles Stanley Дугласа Макнила: «Лайнер починят… У «Боинга» нет другого выбора, вопрос только в том, как много времени и денег на это уйдет. Если дело в батарее, то это будет относительно просто. Если понадобится капитальный ремонт всей бортовой силовой установки, то это займет уйму времени и влетит в копеечку».
Правда, «Лайнер мечты» имеет приличную дальность полёта — 15-16,5 тысяч километров. Однако это достоинство вряд ли спасёт В-787; уже некоторые авиакомпании стремятся вернуть в строй Боинг-767. Но при этом представители авиакомпаний «Аэрофлот» и «Трансаэро», как указано в электронной энциклопедии, заказав В-787, сохраняют олимпийское спокойствие…
Ту-154 должен остаться
В отличие от В-787, Ту-154 является своего рода долгожителем среди авиалайнеров: легендарный самолёт начал массово эксплуатироваться с 1972 года. Именно Ту-154 принёс советской авиапромышленности ЗАСЛУЖЕННУЮ СЛАВУ: его эксплуатировали (и до сих пор) эксплуатируют некоторые страны Восточной Европы, Китай, КНДР, Куба. Более того, ДО СИХ ПОР ЛЕТАЮТ НЕКОТОРЫЕ ЭКЗЕМПЛЯРЫ Ту-154Б-2!
Надёжность самолёта ещё больше возросла с появлением в 1984 году более совершенной модификации Ту-154М. Ту-154М – один из самых надежных самолетов: имея три двигателя, лайнер в случае отказа одного из них может продолжать полет до пункта назначения без каких-либо последствий. Кроме того, технические возможности самолета позволяют выполнять посадку всего лишь на одном работающем двигателе. И сейчас, несмотря на более чем прохладные отношения с Россией, некоторые президенты восточноевропейских стран продолжают использовать Ту-154М. Недаром впоследствии погибший экипаж польского Ту-154М (бортовой номер 101) давал самолёту оценку «отлично», называя его «ласточкой».
Однако и это ещё не всё. Ещё в 2001 году американцы вели переговоры с Чехией о… передаче им в аренду Ту-154М! Всем ясно, что «янки» продают всему миру свои залежалые лайнеры. А вышеупомянутые переговоры де-факто показали, что Ту-154М — ОДИН ИЗ САМЫХ НАДЁЖНЫХ САМОЛЁТОВ В МИРЕ!
Мнением о приобретении татарстанской авиакомпанией Ту-154М с газетой «БИЗНЕС Online» поделился главный редактор портала «Aviaru.net», эксперт комитета Госдумы РФ по транспорту Роман Гусаров:
«…Ту-154 до сих пор летают, даже и из Москвы, и не вижу в этом ничего особенного. Этот самолет имеет такую историю, настолько проверен, надежен… Да, была кратковременная истерика против советской авиатехники, причем она была даже по поводу Як-42 – еще более безопасного самолета… Все зависит от компании – от того, насколько качественно она содержит лайнер, от обеспечения безопасности полетов… Я сам летаю на Ту-154 без каких-либо опасений. Более того, поскольку Ту-154 сегодня становится экзотикой, многие люди специально подгадывают покупку билетов так, чтобы попасть на рейс Ту-154. Эта мода сейчас набирает обороты… Ту-154 – вся наша гражданская авиация, главный самолет в ХХ веке. Столько лет нас возил, что нелепо говорить, что он как-то особо опасен.
«Тушка» уступает иномаркам только по расходу топлива и количеству членов экипажа. Но «Ту» подвластны полеты на те аэродромы, куда иномарку и не отправишь. Все-таки высоко расположенные двигатели, высокие прочные стойки шасси, можно садиться на не очень хорошие аэродромы, которых у нас в стране подавляюще большинство. А вспомните недавнюю посадку Ту-154 на заброшенный аэродром в тайге. Авиакомпания «Алроса» самолет восстановила, и он сейчас летает. А модификация Ту-154М – вообще хорошая машина. Более того, Ту-154 до недавнего времени производились для Министерства обороны. На самарском «Авиакоре» налажен капитальный ремонт, после которого самолет как новый. Так что век «тушек» еще далеко не закончился». (www.business-gazeta.ru, 07.12.2012).
В заключение статьи позволим небольшое лирическое отступление.
Во-первых, этот самолет удивительно красив и пропорционален. Если спроецировать Ту 154, как некую самостоятельную субстанцию, на мир людей, то это несомненно самолет-личность. То есть абсолютно самобытное явление. Это последний самолет той эпохи, когда стиль конструкции самолета был узнаваем.
Это истинно российский самолет-труженик с широкой сферой применения. Это самолет, представляющий собой целые страницы истории нашей авиации — причем несомненно лучшего её периода, несмотря на все тяготы и издержки.
Таким образом, становится ясно, что ИМЕННО Б-787 «Дримлайнер» нужно отправлять на СЛОМ, а ЛЕГЕНДАРНОМУ Ту-154М — вдохнуть вторую жизнь!
Р.S. По данным завода «Авиакор», полного закрытия производства самолетов типа Ту-154 производиться не будет, чтобы сборку можно было возобновить в случае поступления новых заказов. Завод располагает четырьмя планёрами Ту-154, которые могут быть достроены при поступлении заказов.