“Церковь остается твердой в своем служении и чуждой всех возможных крайностей”
Обнародовано Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам…
Сегодня, 27 июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви обратился с посланием ко всей полноте Русской Православной Церкви – пресвитерам, диаконам, инокам и инокиням, мирянам. “Нынешний Архиерейский Собор, – говорится в документе, – ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира, наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения.
Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание” (Гал. 5, 22-23)”.
“Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские”, – говорится далее.
Напоминая, что на нынешний год приходится еще 90-летие страдальческой кончины Царской семьи, Собор, воздавая честь святым Царственным Страстротерпцам, призывает “черпать в почитании их подвига силы и мужество и, взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере (ср. Евр. 13,7)”. “Мы также убеждены в том, что современное общество и государство должны дать нравственную оценку совершенному в 1918 году преступлению”, – подчеркивается в соборном Послании.
Касаясь воссоединения Русской Церкви, Архиерейский Собор выражает надежду, что радость и духовная польза, обретенная в совместных трудах и молитвах, “станут залогом и фундаментом прочного, непоколебимого единства Церкви, вопреки всем соблазнам и раздорам, учиненным врагом рода человеческого, пытающимся внести разделение в единое Тело Христово”. “Церковь наша объемлет людей разных национальностей, поколений, культур. Многие из них имеют различные взгляды на отдельные стороны церковной жизни. Однако мы должны помнить слова Спасителя: “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе” (Ин. 17, 21). И пусть нас не разделяют ни государственные границы, ни человеческие различия, ни естественные среди христиан разномыслия. Святой апостол Павел пишет: “Все у вас да будет с любовью” (1 Кор. 16, 14). Пусть духом христианского братолюбия будут проникнуты все наши дискуссии, равно как и вся наша жизнь”, – говорится в документе.
В Послании отмечается, что Собор изложил православный взгляд на проблему прав человека, одобрив Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. “В этом документе говорится о неотделимости человеческих прав от нравственных ценностей и от ответственности личности перед Богом и другими людьми”. А также учредил “для сохранения единства Церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов Православия”.
Архиерейский Собор также призывает православных крепко держаться евангельских принципов и воздерживаться от крайностей: “Церковь остается твердой в своем служении и чуждой всех возможных крайностей. Пастырям и чадам церковным следует избегать как самоизоляции и ухода от вызовов, обращенных к Православию нашим временем, так и позиции молчаливого соглашательства с “духом мира сего” (см.: 1 Кор. 2. 12), дабы не подчиниться ему. Весь народ Божий Архиерейский Собор призывает к единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию, взирая на которую, все прославляли бы Отца Небесного (см. Мф. 5, 16)”.
В связи с этим Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям: “Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову”.
Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание” (Гал. 5, 22-23)”.
“Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские”, – говорится далее.
Напоминая, что на нынешний год приходится еще 90-летие страдальческой кончины Царской семьи, Собор, воздавая честь святым Царственным Страстротерпцам, призывает “черпать в почитании их подвига силы и мужество и, взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере (ср. Евр. 13,7)”. “Мы также убеждены в том, что современное общество и государство должны дать нравственную оценку совершенному в 1918 году преступлению”, – подчеркивается в соборном Послании.
Касаясь воссоединения Русской Церкви, Архиерейский Собор выражает надежду, что радость и духовная польза, обретенная в совместных трудах и молитвах, “станут залогом и фундаментом прочного, непоколебимого единства Церкви, вопреки всем соблазнам и раздорам, учиненным врагом рода человеческого, пытающимся внести разделение в единое Тело Христово”. “Церковь наша объемлет людей разных национальностей, поколений, культур. Многие из них имеют различные взгляды на отдельные стороны церковной жизни. Однако мы должны помнить слова Спасителя: “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе” (Ин. 17, 21). И пусть нас не разделяют ни государственные границы, ни человеческие различия, ни естественные среди христиан разномыслия. Святой апостол Павел пишет: “Все у вас да будет с любовью” (1 Кор. 16, 14). Пусть духом христианского братолюбия будут проникнуты все наши дискуссии, равно как и вся наша жизнь”, – говорится в документе.
В Послании отмечается, что Собор изложил православный взгляд на проблему прав человека, одобрив Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. “В этом документе говорится о неотделимости человеческих прав от нравственных ценностей и от ответственности личности перед Богом и другими людьми”. А также учредил “для сохранения единства Церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов Православия”.
Архиерейский Собор также призывает православных крепко держаться евангельских принципов и воздерживаться от крайностей: “Церковь остается твердой в своем служении и чуждой всех возможных крайностей. Пастырям и чадам церковным следует избегать как самоизоляции и ухода от вызовов, обращенных к Православию нашим временем, так и позиции молчаливого соглашательства с “духом мира сего” (см.: 1 Кор. 2. 12), дабы не подчиниться ему. Весь народ Божий Архиерейский Собор призывает к единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию, взирая на которую, все прославляли бы Отца Небесного (см. Мф. 5, 16)”.
В связи с этим Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям: “Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову”.