Site icon ИА Русские новости

Третий срок Путина будет совсем не такой беспроблемный, как предыдущие два

«Третий срок Путина будет совсем не такой беспроблемный, как предыдущие два»
 Постоянные эксперты KM.RU поделились своими прогнозами на очередное президентство Путина


Считаные дни остаются до момента, когда избранный 4 марта 2012 года президентом России Владимир Путин станет таковым уже официально после торжественной инаугурации в Кремле.


«Уверен, нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний. Нам не нужна ситуация, когда демократия сводится к вывеске, когда за «народовластие» выдаются разовое развлекательное политическое шоу и кастинг кандидатов, где содержательный смысл выхолащивается эпатажными заявлениями и взаимными обвинениями. А настоящая политика уходит в тень закулисных сделок и решений, которые ни с каким избирателем не обсуждаются в принципе. Вот такого тупика, соблазна «упростить политику», создать фиктивную демократию «на потребу» мы должны избежать. В политике есть неизбежная доля политтехнологий. Но имиджмейкеры, «мастера билбордов» не должны управлять политиками. Да я уверен – и народ больше на такое не купится» (фрагмент статьи «Демократия и качество государства», В.Путин, газета «Коммерсантъ», 06.02.2012 г.).


 Внутренняя политика – заложник формальностей и церемоний. Немного ведь найдется совсем уж наивных граждан (об экспертах и речи нет), всерьез полагающих, что предыдущие четыре года Россией правил Дмитрий Медведев, а Владимир Путин, будучи премьер-министром, ему подчинялся. В лучшем случае оба «дуумвира» и впрямь играли в увлекательную игру «на равных» и все значимые решения принимались на основе внутритандемного консенсуса. Но скорее оказались правы сторонники теории «путиноцентризма», полагающие именно Владимира Владимировича главным генератором решений как во внутренней, так и во внешней политике. Медведеву же, согласно этой версии, была отведена вполне почетная роль «местоблюстителя».


 Хотя невозможно было не узреть и признаков того, что Дмитрий Анатольевич как минимум пытался стать кем-то большим, нежели преемником. На его счету – даже успешно проведенная «молниеносная война» с Грузией, однако уходящий президент все же больше запомнился, пожалуй, афоризмами вроде «Свобода лучше, чем несвобода» или «Можно и без денег рожать, но лучше с деньгами». При этом говорят, что президент Медведев подумывал о втором сроке. Серьезно подумывал.


 Но – не сложилось.


Постоянные эксперты портала в беседе с обозревателем  поделились своими ожиданиями от грядущего президентского срока Владимира Путина и прогнозами по нему.


Политолог, политический консультант Анатолий Вассерман:


 – От третьего срока Владимира Путина я ожидаю прежде всего исполнения планов, изложенных им самим в серии предвыборных статей. Шансы на это неплохие, по крайней мере предложения о создании евразийского экономического сообщества, изложенные в статье от 1 октября 2011 года, уже постепенно осуществляются. Первый шаг по этому пути – подписание соглашения по евразийской зоне свободной торговли – сделан уже через две недели после публикации статьи. Так вот, я очень надеюсь на то, что в течение первого срока второго президентства Путина будет исполнено все сказанное в этих предвыборных статьях, и таким образом он докажет, что заслуживает и второго срока второго президентства.


 А вот на второй срок задачи перед Владимиром Путиным встанут куда интереснее. Дело в том, что, по моим расчетам, к 2020 году информационные технологии разовьются до того уровня, при котором централизованное планирование всего мирового производства станет значительно выгоднее рыночного управления – по всем показателям без исключения. Ну а если не замахиваться на весь мир, а ограничиться нашей страной, то как раз к 2018 году будет доступна необходимая для этой задачи вычислительная мощность. Соответственно, второй срок президентства Путина должен быть посвящен переходу с рыночного управления, неэффективность которого в последние годы становится все более и более очевидной, к плановому хозяйству.


 Бояться его не стоит. Новое плановое хозяйство будет очень мало похоже на то, что было у нас в советское время. Тогда было несметное множество проблем, обусловленных плановым хозяйством, но порождены они были как раз ограниченными возможностями тогдашних информационных технологий. Сейчас же придется строить новое плановое хозяйство практически с нуля. Некоторые наброски по этой части у специалистов уже есть, но от набросков до полноценных решений пока что довольно далеко. Так что работа предстоит в высшей степени серьезная и интересная, и я надеюсь, что Владимиру Владимировичу хватит сил и здоровья для грамотного руководства этой работой.


Политолог, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин:


 – Конечно, нам предстоят сложные времена. Третий срок Путина будет совсем не такой беспроблемный и не такой «само собой разумеющийся», какими были предыдущие два. На самом деле существует очень серьезная теоретическая проблема, которая будет решаться в этот третий срок: это соблюдение баланса интересов внутренней и внешней политики. Макфол, Запад, США, глобализация, однополярный мир настаивают на определенном сценарии поведения России, а внутренний сценарий и легитимность Путина пролегают в другом векторе, радикально противоположном. Чем более будет Путин популярен в России, тем менее он будет популярен на Западе, и наоборот. Эту задачу далеко не просто решить, и тут нет готовых рецептов.


 Есть также проблема элит. Это уже внутриполитическая проблема, которая на самом деле тоже связана с предыдущей, но выражается следующим образом: элиты у нас в первую очередь олигархические, прозападные, и сегодня они воплощены в премьере Медведеве и в его окружении – Юргенсе, Гонтмахере, политтехнологе Суркове и других. Возникает некое политическое оформление полюса олигархических элит, которые теперь будут связаны с Белым домом: там сконцентрируется как раз все самое либеральное, прозападное, олигархическое – сам Медведев, Юргенс, Гонтмахер и весь ИНСОР, Тимакова, Сурков… Все окажутся в одной команде ровно так же, как в свое время оказались концентрированно представлены на «Эхе Москвы» либеральные спикеры. Но ведь есть ощутимая разница между правительством и радиостанцией, и это – очень серьезная ситуация. Ладно бы всех либералов отправили в Общественную палату, было бы не так страшно…


 Кремль с Путиным при этом становятся выразителями масс. Это уже проходило красной нитью и по всей предвыборной кампании Путина: Кремль как выразитель чаяний народа. Отсюда – и «Народный фронт», и путинская социальная стратегия, и евразийство, и его патриотическая риторика, которые, безусловно, выражают позиции большинства, но речь идет о простом народе, а не об элитах. И вот противостояние Путина как народного вождя с ультралиберальной прозападной элитой, которая будет воплощена в Белом доме, – это серьезный вызов. Тандем приобретает совсем другой идеологический характер. Первые признаки некоей намечающейся поляризации в нем мы видели уже в процессе президентства Медведева, сейчас же ситуация станет более острой. Путин должен будет определенно репозиционировать себя. Он уже начал этот процесс, но пока не завершил. Это ведь далеко не само собой разумеющаяся вещь.


 Есть и третья тема, наиболее принципиальная в мировоззренческом плане, с которой Путину предстоит работать, – два типа демократий. Это демократия как защита интересов меньшинства и демократия как выразитель интересов большинства. Если смотреть на примере внутренней политики, то большинство хочет одного, а меньшинство – другого. Большинство – консервативное, меньшинство – либеральное. Большинство имеет средний достаток, меньшинство богатое. Большинство – русское, меньшинство – нерусское. И вот этот вопрос, чему должна служить демократия (скажем, группе влиятельных олигархов либо большинству простого народа), Путину предстоит решить. Это – его повестка дня.


 Очень важно и то, в каком контексте Путин будет решать все эти вопросы. А решать их предстоит в контексте развивающегося кризиса, эрозии американского глобального господства и перспектив развития новых центров силы в рамках БРИК и ШОС. Отсюда, кстати, вытекает и императив евразийской интеграции на постсоветском пространстве.


 Готов ли Путин к этому – субъективно, объективно, материально, морально? Есть ли у него на самом деле единомышленники, есть ли соответствующие инструменты? Это – пока открытый вопрос. В этом и будет состоять на самом деле интрига его третьего срока. Будет ли Путин действовать по инерционному сценарию либо активно и жестко? Сможет ли он справиться с теми вызовами и дилеммами, которые я обозначил выше, либо не справится, на каком-то этапе оступится?..


 Период предстоит очень интересный, едва ли не самый интересный в современной истории. Сейчас маски сброшены, все позиции обозначены. Внешнее давление будет лишь нарастать, «оранжевая» оппозиция будет включаться в деструктивные сетевые процессы, внутренняя фронда при этом сконцентрируется в правительстве. В такой ситуации Путину будет чрезвычайно непросто править.


Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса Леонид Ивашов:


 – Ожидания, конечно, есть, и они состоят в том, что Путин третьего срока будет именно президентом России – президентом для России; что всю свою деятельность он направит именно на развитие российского государства и российского общества. Искренне хочется верить, что он сменит роль «менеджера крупного бизнеса» на роль именно президента всей России.


 Свои пожелания ему я уже высказывал, но готов их повторить. Главное – работу нужно начинать с научного анализа состояния России сегодня и на основе полученных результатов начать формирование проекта развития государства – той модели, к которой он как президент будет стремиться, выстраивая и российское государство, и общество, и, конечно, все сферы жизнедеятельности граждан.

Exit mobile version