Трагедия “Черной сотни”

Трагедия “черной сотни”


В начале мая этого года вышла в свет историческая энциклопедия “Черная сотня. 1900-1917”, в которую вошло около 400 научно-информационных статей, посвященных крупнейшим партиям, союзам, организациям, лидерам и активистам право-монархического движения, центральным черносотенным периодическим изданиям. Выходом энциклопедии в свет подводится важный итог в исследовании этого одного из самых малоизученных народных движений новой русской истории.
Государь Николай II сам причислял себя к черносотенцам и считал Черную сотню лучшей, организованной частью русского народа в борьбе за народные идеалы и против всех внутренних и внешних врагов России. В декабре 1905 года Николай II обратился к русскому народу с призывом: “Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас. Я верю, что с вашей помощью Мне и Русскому народу удастся победить врагов России. Возложенное на Меня в Кремле Московском бремя власти Я буду нести Сам и уверен, что Русский народ поможет Мне. Во власти Я отдам отчет перед Богом. Поблагодарите всех русских людей, примкнувших к Союзу Русского Народа”. 3 июня государь поблагодарил Союз Русского Народа за его преданность престолу и благу родины. “Да будет же Мне “Союз Русского Народа” надежной опорой, служа для всех и во всем примером законности и порядка”.
В 1905-1907 годах черносотенство было самым массовым народным движением России, по числу членов во много раз опережавшим все существовавшие тогда политические партии. К черносотенцам причисляли себя такие выдающиеся представители русской нации, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, академики Менделеев и Соболевский, художники Васнецов и Корин, историки Иловайский и Забелин, писатель и публицист Нилус и многие другие.
Отстаивая исторические устои России, многие черносотенцы пали смертью храбрых в неравной борьбе с врагами, опрокинувшими Россию в феврале-октябре 1917. Осквернению и поношению подверглась сама память о них. В либеральной и советской исторической науке, прямыми наследниками которой являются многие современные историки, сложилась традиция намеренно искаженной трактовки черносотенного движения, карикатурного изображения его выдающихся деятелей. После великой катастрофы, в которую в ХХ веке ввергли нашу страну коммунисты и либералы, стала совершенно очевидной историческая правота черносотенцев, предупреждавших общество о грядущей трагедии и указывавших, какой дорогой должна пойти Россия, чтобы быть могучей и процветающей, без смут и революций.
Идеология черносотенцев была продолжением и конкретизацией идеологии славянофилов, веривших в особую миссию русского народа в переустройстве мира на христианских основах и в борьбе с мировым злом, препятствующим этому переустройству. Как и славянофилы, многие черносотенцы считали, что русским суждено заложить новые основы духовного просвещения, опирающегося на Православие, самодержавие и неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Черносотенцы, вслед за славянофилами, провозглашали, что благо Родины в незыблемом сохранении русского неограниченного самодержавия. Русское самодержавие создано народным разумом, благословлено Церковью и оправдано историей; самодержавие на единении царя с народом. Русский мыслитель-черносотенец Шарапов в одной из своих работ нарисовал картину будущей России, если бы в ней установилась власть идейных наследников славянофилов-черносотенцев. Россия виделась черносотенцам как великое государство, объединившее вокруг себя все славянские народы. Россия стала центром мощной славянской федерации с четырьмя столицами – в Киеве, Москве, Петербурге, Царьграде, объединившей кроме исконно русских земель Польшу, Чехию, Сербию, Хорватию, Грецию, Палестину. Внутренняя смута подавлена навсегда. Еврейский вопрос решен. Паразитизм в экономике и финансах, который несли международные еврейские банкиры и дельцы, ликвидирован твердой рукой. Православная вера – главное в жизни людей, авторитет Церкви непререкаем. Церковь и государство слились в одно целое. Православным государством управляет царь, назначающий наместников в области. В его руках армия, внутренняя и внешняя политика, центральные финансы. Все же остальные вопросы на уровне прихода, уезда, области решают органы местного самоуправления. Бюрократия уничтожена. Все должностные лица избираются: на уровне прихода – церковным народом, а на уровне уезда и области – представителями приходов.
Основной социальной и духовной ячейкой общества является именно приходская община, формируемая из прихожан определенного православного храма. Каждая община имеет своих приходских администраторов, казначеев, экономов, врачей и т. д. Государь император сохраняет самодержавную власть, однако на местах все внутренние дела решает самоуправляемая община.
Выборное начало установлено в Церкви. Патриарх избирается собором епископов, старообрядческий раскол преодолен. Русская церковь опрокинула рационалистическую идеологию католицизма с диктатурой “непогрешимого” папы и показала миру, что единственным живым христианским течением является Православие. Большая часть западно-христианского человечества покинула Рим и примкнула к вселенскому единству Православия.
Такой видели будущую Россию черносотенцы. Но переполненное масонами правительство не намеревалось мобилизовать огромный потенциал черносотенного движения. Прямое обращение Царя к народу с просьбой о поддержке в борьбе против изменников и предателей резко изменило бы ситуацию в стране в пользу законной власти. Чуждые русскому народу “общественные деятели” из революционного лагеря были бы сметены русскими патриотами так же, как и в 1905 году. Однако черносотенцы тщетно ждали призыва Царя. Его заслоняла от народа инертная масса интеллигентов-западников и чиновников, лишенных русского национального сознания, ненавидящих черносотенцев больше, чем революционеров или германских агрессоров. Обволакивание Царской власти людьми, чуждыми русским национальным интересам, обрекало ее на гибель. Отвергнув предложения черносотенцев, правительство фактически связало им руки, которые были так необходимы для борьбы с врагом. Русская Черная сотня пала вместе с русским государственным порядком, который она защищала.

Ещё похожие новости