Тени прошлого – Речь Посполитая Четырёх Народов
Страны, расположенные между Польшей и Россией (Украина, Белоруссия, республики Прибалтики), всегда рассматривались Варшавой как потенциальный буфер, который должен обеспечить ей стратегическую глубину и предохранить от чрезмерного, по мнению поляков, проникновения российского влияния. Все наиболее известные проекты преобразования польского государства, сначала в Речь Посполитую Обоих Народов (Польша + Литва), а затем и Речь Посполитую Трёх Народов (Польша + Литва + Великое княжество Русское, созданное поляками на землях части современной Украины), были направлены против России. С недавних пор циркулируют идеи создания обновлённой Речи Посполитой, на этот раз – четырёх народов: к Польше, Украине и Литве предложено присоединиться Белоруссии. Впервые эта мысль прозвучала в книге польского историка и этнографа Ярослава Тадеуша Лещинского (Jarosław Tadeusz Leszczyński) «Речь Посполитая Четырёх Народов». Книга вышла в 2005 г., но активное обсуждение данной работы началось только сейчас (1).
Я. Лещинский, ностальгируя по временам, когда «восточные территории» («кресы всходни») были неотъемлемой частью польского государства, предлагает план не территориального, а духовно-идеологического объединения четырёх народов на основе общей истории и демократических принципов. Хотя Польше и отводится ведущая роль в будущей Речи Посполитой Четырёх Народов, всё же официально каждому из четырёх участников обещаются равные права с другими. Иными словами, поляки, украинцы, белорусы и литовцы должны приступить к формированию особой региональной идентичности, замешанной на пропольских симпатиях, не лишаясь при этом своей государственности. Католическим символом такого объединения должна выступать Стопницкая икона Божией Матери, покровительницы польских повстанцев 1863 года, на которой начертано: «Матерь Божья Стопницкая, приведи к согласию и единению народы Речи Посполитой».
Историческим символом общей боевой польско-литовско-украинско-белорусской славы Я. Лещинский предлагает избрать битву под
С первого взгляда заметна схожесть описанной теории с доктриной «Междуморья» Юзефа Пилсудского, которая, однако, имела гораздо большие масштабы (в конфедерацию с Польшей предлагалось вовлечь также Румынию, Венгрию, Эстонию, Латвию, Финляндию, Молдавию) и была разработана в других геополитических обстоятельствах. Проект Речи Посполитой Четырёх Народов – это попытка обоснования идеологической переориентации литовцев, украинцев и белорусов на Варшаву и Ватикан. И если в истории Литвы тесный факт духовно-политического слияния с Польшей имел место (Люблинская уния и переход литовской знати в католичество), то для малороссов и белорусов Польша никогда «второй матерью» не была, поскольку Ватикан, следуя по пятам за поляками, делал всё возможное для искоренения православной веры на землях Малой и Белой Руси.
Концепция Я. Лещинского страдает рядом существенных огрехов, замеченных и польскими экспертами. Во-первых, никто из крупных европейских держав не
Во-вторых, идеи Я. Лещинского напоминают программу создания IV Речи Посполитой братьев Качиньских, заявленную в 2006 г. Их проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках глобальной консолидации польской нации. Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или пропольски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев. В данной инициативе просматривается стремление создать религиозно – культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. Но если Качиньские опирались на польский этнический элемент за восточной границей Польши, то концепция Речи Посполитой Четырёх Народов предполагает слияние региона в единый духовно-политический организм. Некоторые польские историки утверждают, что Речи Посполитой нет лишь на карте, однако она незримо присутствует в истории и политике, по крайней мере, в усечённом варианте, поскольку:
– ближайшим внешнеполитическим партнёром Вильнюса всегда выступает Варшава, а уже потом «сильные мира сего» в лице Вашингтона или Лондона;
– для разрешения ситуации вокруг дела Юлии Тимошенко, как ранее в 2004 г. для посредничества между Виктором Януковичем и Виктором Ющенко, привлекались президенты именно Польши и Литвы, а не других стран;
– прозападный электорат на территории Украины, голосующий против сближения с Москвой, сосредоточен преимущественно в областях, входивших в состав Польши до её второго раздела в 1793 г., а наименее пророссийскими городами Украины и Белоруссии являются Гродно, Брест, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, Житомир, Луцк, т.е. города, входившие в состав Речи Посполитой, где до сих пор высок процент польского и католического населения;
– украино- и белорусоязычными являются опять-таки области, бывшие в составе польского государства, что заставляет польских историков утверждать о заботливом отношении поляков к белорусской и украинской культуре, ибо там, где не было Польши, нет ни украинцев, ни белорусов в полном понимании этого слова, а есть только русские (вспомним фразу польского геополитика Влодзимежа Бончковского: «Украинец, лишённый своей украинскости, это политический русский!»).
Сегодня практически нет шансов для реализации этого проекта. В Минске правит «последний диктатор Европы», отказывающийся кланяться Западу. Киев, при всех своих проевропейских желаниях, понимает губительность полного разрыва с Россией. Исторически основным союзником Варшавы на востоке выступал Вильнюс, но сегодня литовские власти продолжают придерживаться политики жёсткой ассимиляции национальных меньшинств, в т.ч. поляков, которые составляют 6,7 % населения Литвы. В таких обстоятельствах никакого единения не получится. Правда, приверженцы идеи очередной Речи Посполитой заявляют, что главное – дождаться подходящего момента.
1) Jarosław Tadeusz Leszczyński “Rzeczpospolita Czterech Narodów” Kielce 2005