Тайна бирюзы и старец Рафаил в новых книгах монаха Салафиила (Филипьева)

Интервью монаха Салафиила Игорю Евгеньевичу Смыкову, начальнику Войсковой Православной Миссии, январь 2016 г.

Игорь Смыков: Отец Салафиил, по привычке хочется назвать Вас иноком Всеволодом, но в самом конце 2015 года мне передали от вас две новые книги, подписанные уже новым монашеским именем. С них бы и хотелось начать разговор.  Как Вы отрекомендуете свои произведения?

Монах Салафиил: «Тайна Афонской пустыни» – это документальный дневник, посвященный жизни пустынника изо дня в день. В этом жанре я пишу впервые. Никак не мог ожидать последовавшей реакции. Я предполагал, что мой дневник будет интересен тем, кто хочет больше узнать об Афоне, особенно, если он сам не может там побывать, как, например, женская половина читателей. А из откликов на книгу следует, что ее глубоко и горячо принимают прежде всего те люди, которых коснулось страдание, кто пережил какие-либо жизненные драмы и трагедии, кто одинок в миру. Почему? Потому что и сам я писал дневник только что пройдя, вероятно, самый тяжелый период своей жизни…

Игорь Смыков: Интересно. Но знаете, я слышал мнение, что в «Тайне Афонской пустыни» слишком много восторженности. Согласитесь с этим?

Монах Салафиил: Во время написания дневника я не переживал ни экзальтации, ни слащавой восторженности. Другое дело – радость. Да, радости там много и она, как это ни странно на первый взгляд, напрямую связана с предшествовавшими трагическими обстоятельствами. А что еще испытывать душе, когда Господь извел ее почти из пропасти адовой? У меня на душе была Пасха. А попробуйте-ка, скажите тихо и якобы бесстрастно пасхальное приветствие «Христос Воскресе!». Что у вас получиться? Пародия какая-то. «Христос Воскресе» на Пасху все радостно кричат, и не боятся прослыть восторженными. Один читатель сказал мне: «Я увидел в вашем дневнике детскую веру». И этим я очень обрадован, потому что вера не может быть другой: она или евангельски-детская или никакая. Тогда это уже – логика, знание, расчет, политика, дипломатия, – все что угодно, но только не живая вера.

Игорь Смыков: Это, что касается духовной и эмоциональной окраски вашей книги. Ну, а по содержанию Вы сами-то что выделяете?

Монах Салафиил: Правильнее всего мне будет сказать о том, что выделяю не я, а мой духовник, иеросхимонах Рафаил (Берестов). Он в своем отклике, помещенном на обложке этой книги написал: «Такая теплая любовь к пустыне. Апология пустыни и молитвы Иисусовой. Это мне близко. Я сам сильно люблю пустыню и молитву Иисусову, и потому эта книга мне нравится». Высокие, не заслуженные мной слова… А еще мне хотелось сделать как бы послесловие отца Рафаила к дневнику. Продолжить разговор с духовником о темах, поднятых на страницах книги. Так появился видеофильм, который можно посмотреть в ю-тубе, указав его название: «Старец Рафаил (Берестов) о «Тайне Афонской пустыни»». Вообще-то, наверное, можно сказать, что сам отец Рафаил является скрытым главным героем моего дневника.

Игорь Смыков: Отец Салафиил, а где сейчас находится отец Рафаил?

Монах Салафиил: По состоянию здоровья старца зимние месяцы он вынужден проводить на юге Греции. Так возник Критский Афон, то есть небольшая горная пустынька, затерянная в горах Крита. Постепенно открываются некоторые мистические причины, по которым Господь привел на Крит. Так, еще прошлой зимой, мы совершенно «случайно» обнаружили, что недалеко от нас подвизается величайший старец нашего времени, девяносто двух лет от роду. При этом о нем почти никто ничего не знает. А отцу Рафаилу Господь его открыл. Когда узнаёшь о жизни и делах этого старца, приходят на память жизнь и чудеса святителя Николая Чудотворца или святителя Иоанна (Максимовича). Лично же для меня – огромное утешение проводить эти месяцы подле батюшки Рафаила… К Пасхе отец Рафаил планирует вернуться на Святую Гору Афон. И мы с ним, – с Божьей помощью. Кстати, Игорь Евгеньевич, в критской келье отца Рафаила на самом видном месте находится точная копия Чудотворной мироточивой иконы Святого Царя-Мученика Николая, которую Вы прислали ему в дар той зимой.

Игорь Смыков: Передавайте низкий поклон отцу Рафаилу. Тогда вопрос по Царской теме. В 2016 году исполняется 35 лет канонизации Святого Царя-Мученика Николая Второго, которую осуществила в 1981 году Русская Зарубежная Церковь. В «Тайне Афонской пустыни» мое внимание привлекла запись, датированная 3 августа 2011 года. Вы пишете про отца Рафаила: «Батюшка рассказал, что если в России будет истинно православный Царь, то это будет избранник Божий, очень сильной воли, благочестия и кротости. И тогда православное Русское Царство будет на какое-то время вознесено на величайшую высоту, в Россию будут изо всех стран притекать напитаться истинной верой Христовой. А козни врагов видимых и невидимых разрушаться». В то же время, отец Салафиил, в одной из Ваших книг Вы написали: «Политика ничего не решает, всё решает безмолвие». Как это сочетать?

Монах Салафиил: Безмолвие – это исихазм. Глубоко убежден, что один смиренный, кающийся исихаст бесконечно духовно ценнее для судеб человечества, чем тысячи политических конференций, будь-то светских или церковных.

Невозможное человекам, возможно Богу. Известны пророчества русских святых о восстановлении православной монархии в России. Произойти это должно на малое время перед самым воцарением Антихриста.

В мире происходят апокалиптические события, поэтому должное почитание подвига Святой Царской Семьи является крайне необходимым.

Игорь Смыков: Заметно, что Афон сильно влияет на Ваше мировоззрение. Не знаю всем ли оно понятно… Это, в частности, касается самой последней Вашей книги «Живущий в бирюзе». Не слишком ли она загадочна?

Монах Салафиил: Возможно, Вы удивитесь, но «Живущий в бирюзе», хоть и названа эпопеей-притчей, в действительности основана на самых реальных событий, происходивших с конкретным человеком, в конкретном месте. Да, в книге есть и обобщения, и символизм. Есть и тайна, которую мне не хотелось бы раскрывать не читавшим книгу. Но намекну. Скажите, можно ли изобразить живую вечность? Наверное, ближе всего к этому стоит иконопись. А с помощью слова можно попробовать? Моя попытка ответить на подобный вопрос – это книга «Живущий в бирюзе». Но и не только на этот вопрос. Герой книги понял, в чем заключается смысл жизни. А что поймут читатели, это пусть они потом и расскажут.

Игорь Смыков: В аннотации издательства, книга «Живущий в бирюзе» названа самым непредсказуемым из Ваших произведений. Когда я дочитал до половины, то вообще-то был удивлен смелостью замысла, заключающейся в максимальнейшей простоте. Извините, это как если бы кто-то захотел правдиво и увлекательно описать повседневную жизнь на вершине горы Эльбрус. И при том, что у вас-то это духовная православная проза… Можно оценивать по-разному, но факт, что это – для Вас новое слово. Немного удивило, но и порадовало, что на такой необычной книге, опять же, – собственноручное благословение отца Рафаила (Берестова).

Монах Салафиил: А что Вас удивляет? Наш авва Рафаил, он, как многострунный музыкальный инструмент. Можно, конечно, всю жизнь пытаться слушать звук только одной струны этого инструмента. Но правильно ли это? Чтобы понять отца Рафаила нужно слушать не одну, а все струны его души. Я не перестаю удивляться глубине и мудрости этого человека. Даже истории из жизни, которые он рассказывает, никогда не повторяются слово в слово. Каждый раз слышишь о каких-то новых ярких моментах.

Игорь Смыков: Нередко спрашивают, как можно ознакомиться с вашими книгами.

Монах Салафиил: Буду только рад. Это возможно по телефону +7 (495) 949-77-65, адресу: Москва, 125480, а/я 92, или э-мейлу: < books-inok@yandex.ru >. Но уточню, что лично со мной связаться по этим контактам не получиться. По благословению духовника, я и на Крите, и на Афоне, нахожусь насколько возможно в затворе, то есть отлучен от интернета и вообще излишнего общения.

Игорь Смыков: Тогда последний вопрос, ставший, как бы традиционным вопросом к вам. Как все-таки обстоит дело с публикацией рукописи «Откровение смертника»? Лично мне Вы говорили, что готовите ее к публикации, а потом в интервью телеканалу «Союз» заявили, что это документальное свидетельство может быть выйдет только после Вашей смерти…

Монах Салафиил: Все это в руках Божиих и моего духовника. Последнее полученное благословение – готовить «Откровение смертника» к скорейшему выходу в свет. Ну, а пока буду рад получить отклики на «Тайну Афонской пустыни» и «Живущий в бирюзе». От всей души благодарю Вас, Игорь Евгеньевич, за возможность побеседовать об этих книгах и желаю Божией помощи в служении Мироточивой иконе Святого Царя-Мученика.

СтраныРоссия

Ещё похожие новости