«Структура российской экономики абсолютно извращена»
ВТО окончательно ухайдокает нашу обрабатывающую промышленность
Однако при чтении этой статьи возникают тяжелые впечатления. Статья очень абстрактна и не соответствует сегодняшней ситуации. Она могла бы появиться и 10 лет назад, и тогда бы стала сенсацией, но сейчас на всех уровнях (президент, премьер и т. д.) было многократно сказано о том, что надо уйти от сырьевой зависимости. Да только основной вопрос – как и почему не уходим. К сожалению, ответа на эти вопросы у академика Примакова нет. Отмечу, что индустрия и промышленность создаются конструкторами, инженерами, организаторами производства. Да, надо изменять структуру экономики, и что?
Мне кажется, здесь мы сталкиваемся с абстрактными рассуждениями, а я бы остановился на двух ключевых проблемах. Первая – это внутренний рынок, его организация и проектирование структуры валового продукта. Под такой структурой подразумевается, что мы на этом рынке должны потреблять, импортируя, а что должны делать сами, потому что эта продукция критически важна. К сожалению, ни академик Примаков, ни президент Путин не ставят этот вопрос. А он становится ключевым, тем более накануне ратификации соглашения с ВТО и вступления в эту организацию. Это же окончательно ухайдокает нашу обрабатывающую промышленность! По сути, это окончательно десуверенизирует нашу экономику. Вторая проблема – это то, что же является критически важным для организации новой индустриализации. Владимир Владимирович Путин еще год назад абсолютно правильно сказал про то, что нам нужны новая индустриализация и 25 млн новых высококвалифицированных рабочих мест. Почему ничего не происходит? Даже наоборот.
Конструктор и инженер должны получать больше банкира, чиновника и так далее
Маркером в проблеме является сфера машиностроения, особенно тяжелого. Именно она определяет, способна ли страна сама производить сложные изделия или нет. В этой связи посмотрите на рынок авиапрома. В прошлом году, по данным НИИ гражданской авиации, более 80% всех внутренних гражданских перевозок в России выполнены на иностранных воздушных судах. Т. е. они созданы на иностранной машиностроительной базе! Может быть, нам это надо обсуждать? Обсуждать, как восстановить авиапром, машиностроение, а не обсуждать абстрактные структуры экономики и в который раз сетовать на сырьевую зависимость.
При моем гигантском уважении к Примакову (равно как и к Путину), меня поражает вот это непонимание того, что в основе современного общества находятся инженер и конструктор. Если мы не сделаем ставку на инженера и конструктора, то у нас не будет никакого изменения сырьевой ориентации. Это банально, но если мы возьмем принятые решения в авиастроении, нефтесервисе, автомобилестроении, сельхозмашиностроении и т. д., то мы увидим, что государство в лучшем случае не участвует в этом процессе. И возникает вопрос: а как тогда государство хочет уйти от сырьевой зависимости? Почему академик Примаков это не обсуждает?
Вторым таким маркером является авиапром. Так вот, два года назад Медведев и Обама вместе говорили о гигантском успехе визита Дмитрия Анатольевича в США, и Обама заявил о том, что есть договоренность о продаже 50 «Боингов» в Россию и что это создаст дополнительно 44 000 высококвалифицированных рабочих мест для американцев. Вот что это? Это углубление сырьевой зависимости России. Третьим маркером является взаимодействие с Китаем. Это прекрасно, что мы с ним взаимодействуем, но в структуре нашего торгового баланса примерно 50% со стороны Китая составляют машины и технологии, а у нас на машины и технологии приходится менее 0,5%! Т. е. мы – сырьевой придаток Китая. И где же действия, в основе которых находятся наш внутренний рынок, конструктор и инженер? Ведь даже с точки зрения зарплаты они должны получать больше банкира, чиновника и т. д. Без этого никакого изменения структуры экономики ждать не приходится.