Строительство ГЭС «Шурэн» может привести к катастрофическим последствиям в связи с высокой сейсмической опасностью территорий
К такому выводу пришли участники состоявшихся в Минприроды России экспертных консультаций, посвященных обмену информацией по оценке воздействия на окружающую среду проектов строительства гидротехнических сооружений на р.Селенга и её притоках.
Ранее глава Минприроды России Сергей Донской, основываясь на мнении российских экспертов, указал на катастрофические экологические последствия в случае реализации проекта. Река Селенга находится в водосборном бассейне оз. Байкал, и реализация проекта по строительству ГЭС негативно скажется на уникальной экосистеме озера.
Участие в мероприятии приняли представители Минприроды России, Росгидромета, Росприроднадзора, Совета Федерации ФС Российской Федерации, Минэнерго России, Республики Бурятия, Иркутского научного центра СО РАН, Байкальского Института природопользования СО РАН, ИПЭЭ РАН, группы «Интер «РАО», ПАО «Россети», «Институт Гидропроект», Всемирного банка, ООО «Гэчжоуба».
Участники заседания рассмотрели техническое задание региональной экологической оценки и оценки экологического и социального воздействия проекта «Шурэнская» ГЭС.
По словам профессора, начальника российской части Совместной Российско-Монгольской комплексной биологической Экспедиции РАН и АНМ (СРМКБЭ) Петра Гунина, строительство ГЭС может повлиять на усиление сейсмичности территории. Он напомнил, что по долине реки Селенги проходит тектонический разлом, и ранее на этой территории наблюдались землетрясения 10 и 11 баллов, в том числе Таннуольские землетрясения 9 и 23 июля 1905 г. По классификации MSK эти территории входят в зону 9 балльных (опустошительных) и 10 балльных (уничтожающих) землетрясений. При этом, в техническом задании отсутствуют изучение сейсмических состояний долины р. Селенга, – сообщили в Министерстве природы России.
Помимо этого, по словам П.Гунина на территории предполагаемого затопления находится 250-300 тыс. га восстановленного леса, это единственный положительный опыт выращивания леса в Монголии, чрезвычайно сложный эксперимент, реализованный в советское время. «Вложенные средства и силы будут погублены, затопление леса, в свою очередь, пагубно отразиться на экологии региона», – отметил он.
Также на территории будущих подтоплений находятся посевные площади твердых сортов пшеницы. Техническое задание для региональной экологической оценки и оценки экологического и социального воздействия для проекта «Шурэнская» ГЭС не включает в себя исследование последствий изъятия данных территорий из хозяйственного оборота.
Помимо этого, на территории затопления находятся памятники культуры периода Тюркского каганата, а также 7 крупнейших буддистских монастырей региона. В Техзадании данные памятники культуры не упомянуты, также как возможные потери от утраты данных уникальных объектов.
По словам Министра природных ресурсов Республики Бурятия Юрия Сафьянова, оценка воздействия на окружающую среду проекта ГЭС «Шурэн» недостаточна, нет комплексного анализа, отсутствует анализ влияния антропогенного воздействия на устье реки и озеро Байкал. Он также представил результаты общественных слушаний жителей Кабанского района Бурятии. В Бурятии наблюдается режим маловодья, Республика находится в засушливом периоде уже 14 лет, обмелели реки, в прибрежных населенных пунктах ушла вода из колодцев. Строительство ГЭС усугубит текущую ситуацию дефицита воды.
В свою очередь, представитель Всемирного банка Питер Леонард отметил, что Монгольское правительство обратилось к банку для финансирования проекта, и позиция Всемирного банка заключается в оказании поддержки при технической реализации проекта с учётом всех мнений.
Директор Департамента международного сотрудничества Минприроды России Нуритдин Инамов отметил необходимость продолжения подобных консультаций. По его словам, главной целью на сегодня является налаживание диалога, создание регулярно действующего механизма для обмена мнениями по проблеме на профессиональном уровне. «Очень важно руководствоваться не эмоциями, градус которых у российской общественности зашкаливает, а рациональным подходом с использованием научных и экспертных данных», – сказал он.
По его словам, поскольку проекты могут отразиться на состоянии объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – озера Байкал, речь идет уже о международном проекте. В связи с этим необходимо задействовать имеющиеся инструменты конвенции ЮНЕСКО, конвенции о трансграничных водотоках и международных озерах и, возможно, конвенции ЭСПО.