Казахстан

Покушение на свободу слова в Казахстане

Открытое письмо Александра Лапина в защиту Сейтказы Матаева.

С горечью узнал из сообщений СМИ, что руководитель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Бейсенгазиевич Матаев находится под домашним арестом. И молчать не могу.

В Казахстане я прожил много лет. Учился в университете. Долгие годы работал в местной журналистике. Был собкором «Комсомольской правды» в самое трудное время – с 1986 по 1989 год. И потом от этой страны тоже не отрывался. Сам стал издателем ряда газет. Наконец, многие герои моего романа «Русский крест» тоже выросли в Казахстане.

Так что я постоянно наблюдал за событиями на своей второй родине. Часто там бывал. В том числе на День независимости. Радовался, что казахская государственность состоялась. Что народ строит страну по собственному разумению.

В мае 2015-го Сейтказы Матаев вручал мне золотую медаль национального Союза журналистов за вклад в развитие гражданского общества в Казахстане. А в очередной раз мы встречались с ним в Алма-Ате 12 января нынешнего года. Вместе обедали. Он делился планами. В том числе по развитию своего информагентства КазТАГ.

И вот я снова собираюсь в Казахстан. И вдруг узнаю, что мой старый товарищ задержан и помещен под домашний арест по абсурдному обвинению в хищении госсредств и уклонении от уплаты налогов.

С Сейтказы мы дружим 40 лет: с тех пор, как вместе учились на журфаке. Знаю его как честного, порядочного и достаточно лояльного к власти человека. В первые годы президентства Назарбаева он даже был его пресс-секретарем. А возглавляя национальный Союз журналистов, старался помочь всем. Не делил пишущую братию на своих и чужих, говорящих на русском или казахском. К нему обращались в самых разных ситуациях – и он помогал. Поэтому для меня его арест стал потрясением.

Я давно видел: в Казахстане есть издержки в отношении журналистики. Но надеялся, что как раз такие люди, как Матаев поддержат плюрализм мнений. И сегодня моему возмущению нет предела. Любой, кто знаком с работой СМИ, понимает: в этой системе никаких миллиардов нет. Госзаказы прозрачны, их выполнение легко отследить – наш продукт всегда как на ладони.

Будучи хорошо знакомым с казахской действительностью, просто уверен: настоящие коррупционеры хотят присвоить собственность агентства КазТАГ, в том числе здания в Алма-Ате и Астане. Очевидно, что это дело кем-то курируется.

Может быть, силовиками руководят те, кто метит в преемники Нурсултана Абишевича. Либо причина в борьбе кланов, и Сейтказы Матаев кому-то не угодил. Трудно сказать. Но в этом заказном деле нужно скорее поставить точку.

У нас в стране много журналистов, так или иначе связанных с Казахстаном. И нам, российским журналистам и писателям, не все равно, что там творится. Поэтому я выступаю против беззакония. И требую, чтобы все доказательства вины или невиновности Сейтказы Бейсенгазиевича были оглашены публично!

Профессиональное сообщество должно иметь ясную информацию. Иначе мы будем смотреть на случившееся как на ущемление свободы слова. И ситуацию, неприемлемую для свободной журналистики.

_____________________________

Об авторе:

Александр ЛАПИН, лауреат золотой медали Союза журналистов Казахстана «За выдающийся вклад в развитие гражданского общества в Республике Казахстан», лауреат государственной премии правительства России в области СМИ, глава издательского холдинга «Евразия-пресс XXI век».

Философия победы нравственности

События нескольких минувших месяцев, происходящие на Украине, привлекают к себе пристальное внимание не только политиков ведущих мировых держав, но и всех, кому не безразлична судьба людей, имеющих свои убеждения и воззрения на то, как должна осуществляться политика в современном государстве третьего тысячелетия от рождества Христова. И если различные комментаторы в основном рассматривают и обсуждают трагические факты, уносящие жизни людей (прежде всего гражданских), в контексте текущего баланса мировых военных сил, трендов развития национальных экономик, структуры геополитических векторов межгосударственных политических отношений, исходя из объявленной США идеи однополярной собственной гегемонии, то мы в данном комментарии попробуем взглянуть на происходящее по-другому.

По-другому – это значит по-философски, когда прогрессивное развитие цивилизации обуславливается неотъемлемой нравственно-культурной составляющей этого процесса. Только поднявшись по временной шкале над плоским полем реальности, можно разглядеть и понять главное: все мы являемся свидетелями и участниками фундаментальных изменений в жизни людей, обществ, государств и их объединений. Сами по себе последние слова предыдущего предложения банальны, ибо такое происходит постоянно, однако после того, как был запущен первый советский спутник и вслед за ним Юрий Гагарин вышел в космос, разница в том, что нынешний мир и в самом деле перестал быть расчлёнённым на замкнутые в себе национальные государства.

Встаёт резонный вопрос: куда движется человечество, терзаемое локальными военными конфликтами и, казалось бы, несовместимыми социальными противоречиями?

Научно-технический прогресс, торгово-экономические связи, интенсивный планетарный информационный обмен, постоянное быстрое перемещение миллионных масс людей по свету – вот те факты, которые обуславливают сегодня цивилизацию. Это происходит потому, что научно-технический прогресс обеспечил доступ к разумно контролируемым и гуманно – созидательно используемым большим источникам энергии, а также создал электронную базу для моментальной переброски огромных объёмов информации с одного конца света на другой и т.п.  Материализация идей, производство необходимых предметов, реализация поставленных целей и т.д., то есть, постоянная жизнь человечества из «завтрашнего» в «сегодняшнее», возможна только при умном использовании  объективных абсолютных математических законов природа. Здесь никакой свободы действий нет: 2 плюс 2 – всегда четыре. Попытайся, будучи «свободным», не соблюсти закон природы – моментально погибнешь!

Это с одной стороны.

С другой – условные, относительные нравственные оценки обретаемого, которые, если судить по К.Марксу, формируются по конкретной потребительской необходимости произведённого, его количеству и себестоимости. Так предметно материализованные идеи обретают цену и становятся товаром, за который платят конкретную цену деньгами.

Но это не совсем так, а, вернее, – совсем не так. Ведь нет и не может быть определённого ответа на нравственные вопросы, например – что есть красота?

Нравственные оценки, носителем которых является то или иное общество, формируются в конкретной культурной (религиозной) среде того или иного социума, его исторического опыта. Здесь существует свобода выбора! Однако нравственные устои различных социумов, скрепляющие само их существование, – это не товар, за них люди, члены этих социумов, платят по указанной цене не деньгами, а собственной жизнью.

Безнравственный человек есть скотина, а общество, лишаемое нравственных устоев, превращается в чью-то «скотобазу». Люди не стадо быдла, они несут определённый «нравственный крест», с его определённой религиозной доктриной на пересечении четырёх основополагающих векторов оценки мира. Каждый, умно отвечая на четыре пары фундаментальных нравственных вопросов, позиционирует себя на этом «кресте»: моральный вектор – «зло?», «добро?»; этический – «можно?», «нельзя?»; эстетический – «красиво?», «уродливо?»; эсхатологический – «быть?», «не быть?». Стремясь стать счастливым, принимая конкретное решение «быть», человек, исходя из своих возможностей, материализует идеи, используя законы природы, отбирая при этом необходимый инструментарий, опираясь на определённые нравственные воззрения и соотносясь с социальными реалиями.

Сегодня, в эпоху «постмодерна», средства массовой информации развитых капиталистических стран ведут целенаправленную, хорошо оплачиваемую информационную войну, ломая традиционные нравственные устои, обоснованные учениями традиционных религий. Людям, под личиной защиты прав человека, вменяются псевдогуманные ценности, разрушаются основные религиозные догмы христианства, пропагандируются идеи немощности человечества, как в научной, так и созидательной деятельности, ибо «человеческий разум неспособен к истинному отражению реальности». Через разрушение личности, теряющей нравственные ориентиры, хаотизируется и социум данных людей.

Однако люди во все времена боролись за свои идеалы, и эта борьба часто выливалась в религиозные войны, всегда знаменовавшие переломные преобразования развития цивилизации. Вот и сегодня мы являемся участниками аналогичных процессов. Современные события на Украине, странах Ближнего Востока, выборы в Европарламент и т.д. позволяют утверждать, что социальные противоречия в мире чрезвычайно накалены. В самом деле, население Украины разделено на две действенные политические силы: фанатичных фашиствующих нацистов, настроенных буквально на физическое уничтожение своих политических противников, и интернационально настроенных людей левых политических взглядов, стремящихся к социальной справедливости, созидательной работе и миру.

Аналогичные настроения наблюдаются и в Европе, где резко увеличилось количество сторонников националистических, консервативных партий правого толка, а также левых. Это видно не только по результатам выборов в Европарламент, но и по учащающейся череде референдумов в Европе относительно государственной самостоятельности в уже давно существующих странах тех или иных этнических социумов, «стремящихся к счастью», как выразился А.Лукашенко. Любая политическая поляризация в социуме – результат внутреннего кризиса, то ли от недостатка ведущих общепривлекательных идей для реализации, то ли из-за недостатка средств на обеспечение его стабильности, то ли из-за недостатка воли руководителя по обеспечению стабильности данного социума.

Западноевропейский театр социальных противоречий, где резко уменьшается, из-за спада промышленного производства, количество людей принадлежащих к «среднему классу», накалён экономической неустойчивостью в США. Неустанно растёт пирамида необеспеченных товаром «зелёных фантиков», которая, по мнению серьёзных экономических экспертов, должна обрушиться уже к концу этого года. У привязанных к доллару США стран ЕС нет независимых от США «точек опоры» для обеспечения своего экономического развития вне сферы абсолютного влияния военно-политического блока НАТО, руководимого опять-таки Вашингтоном. Последний, как общеизвестно, ждёт не дождётся военного вторжения российских войск на территорию Украины, чтобы немедленно полностью и окончательно колонизировать Западную Европу, объединив её под своим командованием, сделав абсолютно послушными вассалами для всесторонних действий против России.

Правда, вот незадача: Россия не вводит войска на Украину. Наоборот, готовит себе всё новые и новые «точки опоры» для развития своей экономики, заключая вместе с Китаем сначала совместные многомиллиардные договорённости по всестороннему экономическому сотрудничеству, затем проводит Шанхайский евразийский форум, где встретились политики стран, в которых проживает больше половины человечества. Затем, вместе с Белоруссией и Казахстаном утвердила Евразийский таможенный союз. Всё это означает: с падением американского доллара и, как следствие, неспособностью его в дальнейшем обеспечивать потоки товаров и других ценностей, – не обрушатся экономики стран евразийского экономического сотрудничества.

Знаменательно: в тот момент, когда президенты Белоруссии, Казахстана и России А.Лукашенко, Н.Назарбаев и В.Путин ставили свои подписи под историческим документом, расширяющим экономическое развитие их стран на новой широкой хозяйственно-экономической основе, в небе Украины был сбит военный самолёт. В нём погиб генерал, стремившийся путём массовой физической расправы над гражданскими людьми обеспечить финансовые интересы местных олигархов, захвативших при помощи и поддержки США власть в Киеве…

Констатируем: с одной стороны – прогресс и развитие во имя роста благосостояния граждан, с другой – политическая поляризация, развал экономики и убийство людей. Вот здесь мы подходим к очень интересным наблюдениям. Но сначала немного истории. Вестфальский мир 1648 года, уравняв в правах католиков и протестантов, разделил народы центральной Европы на мелкие княжества и маркграфства. Иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен, и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором. Местные феодалы в эпоху пост ренессанса – «развитого феодализма» стяжали себе доходы с сельского хозяйства, местного ремесла и торговли, платили дань своему королю, представлявшему суверенные государственные интересы за рубежом.

Великая французская революция 1789 года ввела в политический оборот понятие «нация», как государственное единство граждан страны, равно ответственных перед её законами, невзирая на родовую и социальную сословную принадлежность. Война греков против турок за независимость, завершившаяся в 1832 году Константинопольским мирным договором, впервые определила эту борьбу, как национально освободительную. В результате было образовано суверенное независимое этнополитическое государство – Греция.

Апофеозом построения этнополитического государства на общенациональной основе стало провозглашение единого возрождённого Германского Рейха в январе 1871 года, в Зеркальном зале захваченного немцами Версаля, что под Парижем.

С другой стороны, с развитием капитализма в Европе, перемещением больших масс людей из села в город (или колонии), на новостроящиеся фабрики и заводы, росло количество граждан, отчуждённых от своих сельских этнических корней. Они становились пролетариатом, прогрессивные социальные цели и экономические задачи которого воспели Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своём «Коммунистическом  манифесте» в 1848 году, на фоне европейской социальной революции «Весны народов». Именно тогда, в середине 19 века в Европе, произошло разделение идей социального развития человечества на националистический – этнополитический вектор государственного строительства, обеспечивавшийся консервативными партиями и классовый – интернациональный.

Первый, капиталистический, правый вектор был направлен на обеспечение личных имущественных интересов людей представляющих население данных государств и, прежде всего, его самой зажиточной части. Второй, социалистический, левый – на решение насущных потребительских и социальных потребностей всех членов общества непосредственно производящих нужные продукты.

Первая мировая война породила на остатках европейских континентальных империй множество этнополитических государств, во главе которых стояли представители местных буржуазных консервативных партий. Чему, кстати, очень способствовали политики и банкиры из Вашингтона. Одновременно на востоке Европы, образовалось социалистическое государство РСФСР. (Затем, с 30 декабря 1922 года, по 26 декабря 1991 года – СССР). Националистическое руководство небольших, новых этнополитических государств и огромной интернациональной федеративной России ставили своей целью развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, рост благосостояния граждан. Естественно, при абсолютно различных методах и приёмах осуществления поставленных задач капиталистическими и социалистическими государствами. История показала, что интернациональное мировоззрение, при соответствующем материально-техническом обеспечении и наличии технически совершенных вооружений, смогло противостоять западно-европейской агрессии капиталистических стран на СССР и одержать в 1945 году победу над нацистскими войсками Вермахта и, тем самым, над фашистской Германией и её союзниками. Был обеспечен дальнейший послевоенный рост мощи советского государства, но которое перестало существовать из-за нравственного разложения политической верхушки СССР и иждивенческих настроений в обществе.

Социально-политические процессы, происходящие сейчас в Европе, да и в мире, можно характеризовать как совершенно противоположные тому, что происходили сто лет назад. Нынешние события в Прибалтике, а затем война в Югославии, теперь на Украине, – свидетельствуют о другом. Никакого экономического развития здесь не последовало и не последует. Всё с точностью наоборот. Разрушение существующей хозяйственной и экономической инфраструктуры новоопределившихся этнополитических государств, падение жизненного уровня и резкий рост безработицы – вот характерные черты внутреннего социально-экономического, а также нравственного разложения в этих странах. Волюнтаристская политика правящих политических и имущественных элит, поддерживаемых и управляемых из Вашингтона, нивелирует социальный взрыв в Прибалтике массовым исходом молодёжи в Западную Европу и США, в то время как в самих этих странах огромное количество людей становятся люмпенами.  (В отличие от соседней Белоруссии, где наблюдается постоянный рост благосостояния граждан страны, теперь массово посещающих с полными кошельками относительно дешевые магазины и авто рынки соседней Литвы).

Не однозначны перспективы дальнейшего развития событий и на развалившейся по нравственным причинам многонациональной Украине. В этой более чем 40-миллионной стране Вашингтоном была развязана гражданская война незаконной киевской хунты с гражданским населением. Однако пушечные и самолётные обстрелы бывших украинских городов ничего не достигнут. Стало очевидным: вооружённые силы хунты не способны расправиться с населением Донецкой и Луганской областей, объявивших о создании федеративного государства Новороссии. Воочию проявились то, что духовные ценности, скрепляющие социум людей, проживающих на бывших украинских восточных и юго-восточных территориях, оказались гораздо выше и сильнее по своему воздействию, чем те, которые преследуют тамошние алчные олигархи. В начале третьего тысячелетия уже невозможно в центре Европы купить себе власть в стране, хотя можно, на некоторое время, опереться на штыки, но и они постоянно требуют очень много денег. В принципе, все эти каламойские, парашенки, фирташи и другие, делающие для них всю «грязную работу» боевики «правого сектора» и изменившие своему народу высокие чины силовых структур, уже проиграли самую важную битву – они не сохранили Украину, как целостное государство. Они не сохранят под своей державой тех, кто никогда не захочет стать «быдлом» у новоявленного национального «пана».

Россию сейчас стращают новой мировой войной. На это хотелось бы здесь чётко ответить: новой мировой войны уже не будет, ибо, если начнётся агрессия против России, мир погибнет в огне Апокалипсиса. Умные политики понимают: не будет фронтов, где солдаты будут гибнуть за то, чтобы владельцы мировых банков в Вашингтоне в очередной раз отмывали свои «зелёные фантики» человеческой кровью. Термоядерные удары сметут все штабы человеконенавистнической политики… Однако этого не произойдёт, ибо именно хранимая Богом вечная Россия не допустит гибели человечества, но избавит мир от безнравственных супостатов!

Валерий Иванов, 3 июня 2014 г. Вильнюс, Литовская Республика

Договор о создании Евразийского экономического союза подписан в Астане

0

Согласно подписанному договору, Россия, Белоруссия и Казахстан берут на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в границах трех государств.

Россия, Белоруссия и Казахстан подписали в четверг договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), он вступит в силу с 1 января 2015 года. Подписи под документом на заседании Высшего Евразийского экономического совета поставили лидеры трех стран — Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев.

Создание Союза выводит страны-участницы на более высокий уровень интеграции. Три государства берут обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ в 170 миллионов человек, который станет новым мощным центром экономического развития.

К подписанию документа стороны шли несколько лет, последовательно в ходе переговоров решая сложные вопросы. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, накануне подписания по договору о создании ЕАЭС оставались неурегулированными несколько моментов, которые на уровне вице-премьеров трех стран должны были быть сняты. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в четверг утром перед встречей лидеров трех стран сообщил РИА Новости, что делегациям, работавшим над подготовкой договора о создании ЕАЭС, удалось снять все разногласия.

В конце апреля в Минске лидеры встречались и обсуждали разногласия по документу. Тогда стороны договорились доработать его к встрече в мае в Астане.

По словам помощника президента РФ Ушакова, договор о ЕАЭС состоит из двух частей. В первой изложены цели и задачи евразийской интеграции и закреплен статус ЕАЭС как полноформатной международной организации. Вторая часть — функциональная, она регламентирует механизмы экономического взаимодействия, а также фиксирует конкретные обязательства по отраслевым направлениям интеграции. Штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, суд (ЕАЭС) будет находиться в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате.