Site icon ИА Русские новости

Странный юбилей по истлевшему символу, или – рецидив патологического идолопоклонничества на фоне

Странный юбилей по истлевшему символу, или – рецидив патологического идолопоклонничества на фоне

 

Странный юбилей нынче справляют в Литве. От организации осталась только вывеска на доме в центре Вильнюса, хотя минуло всего 25 лет, когда рядом, за углом, 3 июня 1988 года в актовом зале центрального здания Академии наук Литовской ССР собралось около 100 человек представителей творческой и научной литовской интеллигенции. Они то и стали учредителями Литовского движения за перестройку в Литве «Саюдис». Лет десять назад известный литовский писатель и общественный деятель Витаутас Пяткявичюс рассказывал мне об этом собрании, проводимом под эгидой тогдашнего руководителя республиканского КГБ Р.Марцинкуса – хотели поднять народ на демократические преобразования в республике… Но вышло всё наоборот. Народ то подняли, а вот демократических образований не получилось, поскольку откуда-то «вылез в лидеры Лансбергис и увёл всё в другую сторону…» – подчеркнул писатель. Другими словами, сладкими фразами об обретении национальной свободы от русских (определение «советская оккупация» появилось несколько позднее) и грядущем затем всеобщем процветании, под грустные мелодии митинговых песнопений, повёл этот русофоб некоторые массы литовцев в сторону махрового национализма и, как следствие, сепаратизма.  Всё это происходило под лозунгами смены общественного строя в республике и выхода из состава СССР. Увы, создавшееся почти сразу в ответ  на действия саюдистов общественное движение трудящихся интернационалистов «Венибе-Единство-Едность», отстаивающее сохранение социалистических идеалов и целостность советской страны, не получило поддержки тогдашнего руководства Компартии Литвы, поскольку не было соответствующих распоряжений из Кремля, от Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачёва. А вот относительно «Саюдиса» – таковая последовала, – после  визита в Вильнюс летом 1988 года небезызвестного «прораба перестройки» секретаря ЦК КПСС по идеологии А.Яковлева. Дальше всё развивалось по законам жанра. Горбачёвская КПСС сделала всё, чтобы «Саюдис» окреп и, в конечном итоге, продекларировав 11 марта 1990 года смену общественного строя в Литве, вывел республику из состава СССР, получив на это «Carte blanche» – «постановление» от нелегитимного (не конституционного) Государственного Совета СССР, датированное 6-ым сентября 1991 года. Сразу затем, в декабре того же года, тогдашний Президент СССР М.Гобачёв, уйдя со своего поста, отдал Великую страну на растерзание национал сепаратистам.
 

Сегодня в Литовской Республике, которая через 12 лет лишилась своей независимости, вступив в марте 2004 году в НАТО и став полностью зависимой от столицы Евросоюза Брюсселя в экономических вопросах, нет, и не может быть никакой митинговой эйфории с связи 25-летием «Саюдиса». Все лозунги, под которыми четверть века назад люди шли выражать своё (а скорее навязанное им) мнение, не подтвердились. Республика не стала ни свободной, ни процветающей, ни страной, где люди могут свободно найти работу и достойную плату за неё, иметь социальные гарантии от беспощадной эксплуатации их труда хозяевами-нанимателями, иметь хорошее бесплатное медицинское обслуживание и бесплатный доступ к учёбе всех уровней, культуре и спорту. Зато теперь Литва поставляет своих молодых людей в Афганистан и  другие горячие точки, куда устремлены глобалистские желания США. Видимо, чтобы показать всю суверенную немощность современной Литвы, именно на 3 июня назначены учения под названием «Удар меча» войск США близ Вильнюса, на полигоне в Пабраде.

 

«Из Литвы я уехала очень давно, ещё в 1996 году», – пишет литовка Раса Оленваль. «Сейчас я живу такой жизнью, какой ни¬когда не имела бы в Литве, и за эти годы ни разу не пожалела о таком своём решении».

 

По данным республиканского статистического департамента, больше всего молодёжи различной национальности из Литвы покидает свою родину из-за того, что не может в течение года и более найти себе достойно оплачиваемую работу. Они составляют 80 процентов эмигрирующих. По возрастному цензу 40 с лишним процентов это люди в самом сильном возрасте – от 20 до 30 лет. Затем 12 процентов –  люди, выехавшие в возрасте до 35 лет. Вместе с ними за границу эмигрировали в прошлом году дети и родители, что составило: лица в возрасте до 15 лет – около 13 процентов; лица – после 65 лет – около 1 процента. Причём наблюдается постоянная тенденция к увеличению эмигрирующих, поскольку их число превышает число возвращающихся в два раза. В абсолютных числах, в прошлом 2012 году из Литовской Республики эмигрировало более 41 тысячи граждан страны.

 

Среди вернувшихся из-за рубежа и вставших на амбулаторное лечение отмечается несколько повышенное количество людей получивших психическое заболевание. Постоянный стресс от того, что человек полностью меняет свою прежнюю жизнь, лишается присутствия друзей и попадает в другую языковую среду, примитивное жильё, многочасовой изнурительный труд, плохое питание, отсутствие надлежащего медицинского обслуживании в связи с обыкновенными простудными заболеваниями и т.д. – всё это влияет, прежде всего, на психику человека. Нет в этой статистике данных и о самоубийствах литовских «гастарбайтеров», а также их гибели в криминальных разборках. Нет данных и о количестве этих людей, привлечённых к уголовной ответственности. Литовские СМИ лишь спорадично освещают такие факты. И в то же время Литва заняла место в первой десятке стран Евросоюза по смертности от употребления наркотиков.

 

Всего за годы саюдистской независимости из Литовской Республики выехало в поисках лучшей доли около миллиона человек, т.е. почти одна треть населения Советской Литвы. Количество населения приближается к межвоенному уровню 1920-40 годов.

 

Выступая с трибуны в зале Сейма Литвы, носящем название  «Имени 11 марта» (1990 года), В.Ландсбергис просил собравшихся здесь делегатов юбилейного съезда «вспомнить «Саюдис», чтобы не скатываться дальше в гибельную пучину «серьёзного кризиса христианства… в современной евро-атлантической цивилизации», где преобладают отношения при которых «человек человеку волк». Досадовал бывший вождь «Саюдиса», почти цитируя знаменитые слова И.Сталина – «братьями и сестрами были друг другу тысячи людей». И словно пророк воззвал поговорить «о психологическoм самоубийстве нации и о том, как можно остановить это». Причём, его рецепт оказался  простым: литовцам надо перестать слушать сограждан «советских поляков» (подразумевая и других местных националов, требующих уважение к своей национальной культуре и традициям, в том числе написания имён), которые, по мнению выступавшего, «увы, не признают и не любят Литву». Он прямо заявил по этому поводу: “Когда мы разделим, где находятся литовские поляки, а где советские, все будет понятно и самим полякам». (?!) По мнению Ландсбергиса, «Саюдис» должен протянуть “руку братства” «обычным полякам Литвы», а советские, якобы, пусть едут консультироваться на улицу Латвю. На этой улице в Вильнюсе находится посольство России.

 

Прошло 25 лет со дня основания «Саюдиса», но бывший лидер некогда влиятельной литовской организации, не изменился. Как видим, инсинуации и провокационные заклинания, как и прежде, являются инструментом его воздействия на сознание определённой части литовцев. Однако этот, уже изрядно набивший оскомину пропагандистский инструментарий, не действует на сознание большого количества граждан Литвы, погрязших в поисках средств на обеспечение себе элементарного выживания. Прошедшие осенью прошлого года выборы в Сейм, нынешняя партия литовских консерваторов, проиграла, а самому В.Ладсбергису её члены недавно отказали в председательстве в ней.

Exit mobile version