Столетие гениальной танцовщицы
Великой русской балерине и великому педагогу хореографического искусства Марине Семеновой сегодня, 30 мая 2008 года, исполнилось 100 лет
Более 60 лет из них она отдала московскому Большому театру. Сначала (1930-1952 годы) – в качестве “первой звезды”, как называла ее французская публика, узнавшая Семенову раньше, чем Уланову, и затем почти полвека в качестве педагога-репетитора через гениальные руки Семеновой-педагога прошла, обретя высочайший профессионализм и безукоризненный артистизм, целая плеяда балетных прим Большого театра второй половины XX в. – от Натальи Бессмертновой и Нины Тимофеевой до Людмилы Семеняки и Галины Степаненко.
Из немногих танцовщиков среди ее учеников был и остался любимым Николай Цискаридзе, которому она и передала свой класс, когда четыре года назад, в 96 лет, ушла на пенсию, оставив стены родного театра.
Собственно, танцевала Семенова только в двух российских театрах – Мариинском в Санкт-Петербурге (тогда театр им. Кирова в Ленинграде) и в Большом в Москве. Что касается Маринки – это, естественно – она родилась в Петербурге, окончила Петербургскую балетную школу им.Вагановой. Странно другое, что проработав в Маринке всего пять лет, Семенова навсегда оставила и родную сцену, и родной город, навсегда связав свою жизнь и творчество с Большим театром.
Годом раньше такой же примерно путь проделала другая великая русская балерина Галина Уланова. По окончании того же хореографического училища в Ленинграде, начав свой творческий путь в театре им.Кирова, Уланова переезжает в 1928 г. в Москву, в Большой театр. Так, в одном театре оказались две балерины не просто огромного таланта, но признанные гениальными при жизни – Уланова и Тимофеева. Позднее к ним присоединилась не менее гениальная Майя Плисецкая.
Это беспрецедентный случай в истории мирового балета, чтобы в одном театре, в одно время, в течение нескольких десятилетий творили столь разные, но столь же абсолютно гениальные (каждая из них) – как в московском Большом театре начиная с 30-х годов и охватывая далее почти все XX столетие.
О Марине Семеновой критики, в частности, писали так: “Вклад Семеновой в историю русского балетного театра необычайно велик – именно она совершила прорыв в неизведанные сферы классического балета. Почти сверхчеловеческая энергия движений и столь же необыкновенный пространственный размах придавали классическому танцу в исполнении Семеновой некое новое измерение, раздвигая пределы виртуозной техники. При этом Семенова была женственной в каждый сценический миг, в каждом па, в каждом жесте”.