Он пропал на прошлой неделе. Украинские силовики, захватившие ЕГО вместе с двумя коллегами, отпустили их поодиночке. Журналист сразу же вышел на связь с редакцией по телефону.
Первый звонок – родителям, второй – в редакцию: жив, здоров, скоро вернусь. Интервью показывают в прямом эфире: украинского журналиста Романа Гнатюка искали 5 дней и ночей. Все это время репортер, оператор и звукоинженер провели в плену у украинских силовиков. О том, как к ним относились, Роман рассказал в подробностях:
“Дальше пошло неадекватное отношение. От нас пытались добиться, на кого мы работаем. Ответ, что на “112 Украина”, их не устраивал. Обращались весьма грубо. На протесты моего коллеги на него уронили автомат. Дальше по одному допрашивали, кто не сознавался, говорили: “на кол””.
Только после сообщения об этом в эфире представитель украинской армии признался, что журналисты, действительно, были задержаны военными. По словам пресс-секретаря информационного центра Совета национальной безопасности и обороны, у журналиста “не было аккредитации, поэтому, когда он появился в зоне АТО, он был задержан до выяснения обстоятельств”.
Неприятности у журналистов начались, когда они возвращались из России. Роман Гнатюк делал репортаж о беженцах в Ростовской области. Российскую и украинскую границу прошли без проблем, рассказывает Роман. Зато остановили украинские силовики на блокпосту. Обыскали: нашли бронежилеты, посмотрели отснятый материал и увидели интервью, в том числе с ополченцами. После этого задержали. По словам Романа, поведение военных было странным:
“Подошло трое людей, бросили военную форму, сказали “одевайте” (хотели снять это на камеру) – мы отказались”.
С блокопоста задержанных перевезли в расположении так называемой нацгвардии. Руки были связаны, на глазах – повязка. После допроса сотрудников украинского телеканала отвезли в Мариуполь и держали в общей тюремной камере. Там журналисты встретили других задержанных: у них были сломаны ребра и разбиты лица. Поздно вечером 5 августа репортеров посадили в машину и вывезли за город.
“Меня из машины вывели первым, – рассказывает Роман. – Приехали мы в какое-то поле, вылезли. Спросили: хочу ли я жить. Сказали: ложись, снимай штаны и нижнее белье и ползи. Когда я отполз на определенное расстояние, раздалось два выстрела — и машина быстро уехала. Я думаю, это для того, чтобы коллеги подумали, будто меня расстреляли”.
Коллеги журналиста уже на свободе. На пресс-конференции они рассказали, что над ними так же издевались. Роман Гнатюк освещал события на юго-востоке Украины уже давно. Он был одним из первых на месте крушения малайзийского “Боинга”. Канал “112” – частный информационный канал. Ополченцев, воюющих на юго-востоке, в эфире “112-го” называют “сепаратистами и террористами”.
За все время вооруженного конфликта на юго-востоке Украины это не первый случай задержания журналистов. Правда, раньше военные брали в плен только российских или иностранных репортеров. Истории их задержания похожи: сотрудники прессы рассказывали о жестоком обращении и плохом отношении к ним. Теперь и киевские журналисты на своем опыте знают, в каких условиях содержат задержанных представителей СМИ украинские силовики.