Site icon ИА Русские новости

«США боятся, что Россия может стать альтернативным идеологическим центром мира»

«США боятся, что Россия может стать альтернативным идеологическим центром мира»


Как передают СМИ, Сергей Лавров заявил, что Россия будет отвечать на недружественные шаги США. Это хороший повод поговорить об отношениях США и России в целом, взяв более-менее долгий исторический период.


 Соединенные Штаты и Россия уже в XIX веке воспринимались как две сверхдержавы, которые предлагали миру разные проекты. Соединенные Штаты были созданы диссидентами-протестантами из Европы, которых можно назвать фундаменталистами определенного проекта. В этом смысле они были «большей Европой, чем сама Европа». Они были носителями мессианизма. А у России произошел взлет православной мессианской философии после войны с Наполеоном. Было ощущение, что она тоже выходит со своим проектом, который выразился, в частности, в классической русской литературе. В мире она очень внимательно читалась и изучалась.


Судя по всему, Россия затронула мессианские чувства американской верхушки


 Видные духовные авторитеты России много говорили об Америке, высказываясь о ней как об альтернативе. О США говорили Пушкин, Гоголь, славянофилы, Герцен. Русские присутствовали в Америке: на Аляске, в Калифорнии. Причем очень большая часть местного населения Аляски приняла православие. Впоследствии Голливуд снял много фильмов на русские темы: например, было много версий «Анны Карениной», а в конце перестройки, когда СССР ослаб, они сняли целую серию исторических фильмов, в которых фигурировали русские в Америке. Судя по всему, Россия затронула мессианские чувства американской верхушки.


 С 1990 по 1993 годы часто проводились совместные семинары в США и России, я в них участвовал. С американскими советологами можно было доверительно беседовать. Они очень интересовались нашими настроениями по отношению к Америке, при этом сами очень хорошо относились к России, очень уважали наши уклады и привычки. Однако они были вынуждены писать статьи в антисоветском духе, и они очень сильно переживали. Мы, в свою очередь, тоже хорошо относились к американцам, и они это знали.
 Впрочем, речь не о них, а о высшей элите, которая командует Соединенными Штатами. Она очень небольшая: пишут, что это 500 семей, тесно связанных через закрытые клубы, масонские ложи, университетские и финансовые сети. Внутри элиты постоянно присутствовала тема России, и была часть элиты, которая пыталась преодолеть антироссийский вектор.


Ответы на главные вопросы резко отличаются в США и России


 Я думаю, особенно в начале холодной войны они выдавали такие тирады, по сравнению с которыми рейгановский термин «империя зла» являлся просто ерундой. Был элемент антироссийского психоза, и, по-моему, он возникает волнами. Надо быть большим специалистом в американской действительности, чтобы объяснить эти всплески. Мне приходилось много читать о холодной войне, и было заметно, что всплески идут неравномерно.


 Почему сейчас происходит такой всплеск? Все 90-е годы американцы считали, что наши реформаторы изменили мировоззренческую матрицу в России. Но когда пришел Путин, получилось так, что большая часть населения, преодолев последствия отравы 90-х годов, стала претендовать на свои собственные философские установки.


 Были социологические опросы. В 2011 году на эту тему делали большой доклад в Высшей школе экономики, и там показано, что ответы на главные вопросы резко отличаются в США и России. Например, стоял вопрос: «Надо ли давать больше свободы частному бизнесу или усиливать роль государства в экономике?» В России 74% за то, чтобы увеличивать роль государства, а в США – наоборот, свыше 70% за усиление частного влияния.


 Получается, что модернизация либерального типа, как предполагалось, в России не произошла. В США боятся, что Россия будет претендовать на то, чтобы стать центром, задающим вектор, альтернативный идеям Соединенных Штатов.

Exit mobile version