“Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( эти сказанные слова Симеона поются в церкви на каждой вечерни). Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.”
По закону Моисееву, если женщина зачнет и родит ребенка мужского пола, то женщина будет нечиста семь дней и еще тридцать три дня она должна сидеть и отчищаться, ни к чему священному не должна прикасаться и к храму Божьему не должна подходить. По окончанию сорока дней очищения, женщина должна принести младенца к священнику, чтобы он принес это пред Господом и ее очистил. Так Дева Мария и поступила.
На ступенях Храма в это время находились двое, те, кому по особому промыслу Господню назначено было встретить младенца и удостовериться в том, что воистину это Сам Господь посетил мир свой. Что было в глазах этого младенца? Почему старец выделил его из множества младенцев, которых ему довелось держать на руках в течение долгой своей жизни? Тайна сия велика есть… Но прозорливец Симеон не только узрел в этом младенце Самого Господа, но и прочитал в глазах Его всю судьбу Его.
“И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем”
По евангельскому свидетельству, сей старец Симеон был человеком не просто праведным и благочестивым, ожидавшим пришествия Мессии. На нем почивал Дух Святой, а всякий, на ком он почивает, слышит голос его, и именно Им ему было открыто, что недалек тот час, когда в мир придет Спаситель.
Некогда по повелению египетского царя Птолемея для перевода книг Священного Писания с еврейского языка на греческий было избрано семьдесят ученейших мужей, в их число вошел и Симеон. Перевод духовных смыслов – дело чрезвычайно сложное, оно доступно только тем, кто кроме совершенного знания обоих языков, смог бы перевести явные и скрытые в них смыслы с языка, культуры и опыта одного народа для языка, культуры и опыта другого. А переводить сокровенное духовного опыта одной эпохи на язык другой – и вовсе занятие неподъемное для обыкновенного человека. Тут без Божьей помощи, без особого вдохновенного дара не обойтись. Священные книги переводить чрезвычайно трудно, а пророческие – еще труднее. Там всё – сплошное пророчество. Там нет своего понимания и прочтения. И то, что подчас кажется неправильным и парадоксальным, на деле может составить содержание послания самого Бога. Вот почему рядом с переводчиком незримо стоит Ангел Господен, помогая ему вместить невместимое.
Понять слова пророка может только пророк. Перевод книги пророка Исайи не могли дать человеку неопытному. Эта была книга фантастической красоты языка, она включала в себя множество смыслов и отголосков событий древних и современных, она требовала от богослова и интерпретатора, а тем более переводчика и комментатора сначала глубокого ее понимания, и лишь после того – конгениального перевода. Но вот когда сам Симеон, бывший уже в летах, поднаторевший в богословских спорах, переводя книгу пророка Исаии, сам дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — и усомнился. Это место пророчества Исаевого уже давно вызывало споры и разночтения. Он хотел уже вставить вместо «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанному и сам увидишь его исполнение, ибо ты не умрешь, пока не узришь родившегося от чистой Девы – Христа Господа». И вот когда Симеон достиг не просто глубокой, а трижды и более сверх возможной в мире старости, а ему исполнилось триста шестьдесят лет, исполнилось обещанное. Он увидел этого младенца… Богомладенца…
Праздник Сретения Господня – это праздник встречи души с любовью, праздник встречи нашей с Богом нашим. Эта встреча с главным в нашей судьбе, от этой встречи вся наша жизнь преображается. В ожидании этой встречи, человеческая жизнь есть лишь рождение, возрастание и дозревание души, которая все более и более становится свободной, очищенной от всего наносного, ненужного, случайного. И ждавший всю свою долгую жизнь этой встречи, жизнь, которая стала одним большим ожиданием, праведник Симеон приветствовал и поклонился от лица Ветхого Завета, жителем и знатоком которого он был, Завету Новому.
В народе праздник Сретение Господне считается как время встречи зимы с весною, отсюда и в народе появились приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет». Также, этот праздник Встречи совпадает с языческим праздником громницы, но хотя большое духовное значение Сретения намного больше, все-таки какие-то моменты от громницы остались в народе.
На Сретение в деревнях топили воск. Из этого воска делали одну большую свечу, кооперируясь дворами, и большие свечи для каждого участника этих работ. Большую свечу ставили перед общей иконой. Приглашался священник, который служил молебен перед иконой. Далее, жители выходили на улицу и зажигали большую общую свечу и другие свечи. И происходил процесс величания. Считалось, что личная сретенская свеча предохраняет жатву и сев от всего плохого и нежелательного для будущего урожая. А общая большая свеча с каждым годом растет, и когда она достигает веса 16 килограммов, ее сдавали в церковь. Если жителю деревни требовалось отслужить молебен в его доме, то эту свечу, по обращению к священнику, ему давали.
Народные обычаи на Сретение.
В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае.
О весне судили так:
Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне.
Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: солнце на лето — зима на мороз.
А еще: будет снежок — весной дрожжок.
Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая.
На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.
На Сретение капель — урожай пшеницы.
Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне.
Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: солнце на лето — зима на мороз.
А еще: будет снежок — весной дрожжок.
Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая.
На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.
На Сретение капель — урожай пшеницы.
От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.
На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.
В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками.
Скучать в Сретение нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.