Совет для национальностей. Многообразию нужно единство
Структуры по делам национальностей в отечественном правительстве существуют с незапамятных времён. Не берусь разбираться в переменчивой системе управления дореволюционных времён, напомню только: в первом советском правительстве действовал народный комиссариат по делам национальностей, создал и возглавил его (по совместительству со многими другими полезными делами) Иосиф Виссарионович Джугашвили. Правда, 1923.07.07 комиссариат упразднён, но лишь потому, что его обязанности взял на себя выборный орган — Центральный исполнительный комитет советов учреждённого 1922.12.30 Союза Советских Социалистических Республик.
Кстати, сам Джугашвили возражал против учреждения Союза именно в форме конфедерации, предпочитая вливание всех осколков Российской империи в единую Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Позднейший опыт оправдал его точку зрения: распад СССР случился формально на основании права союзных республик на самоопределение.
Правда, Владимир Ильич Ульянов, настаивая на конфедеративном устройстве постимперской страны, имел свои резоны: Гражданская война способствовала формированию на местах вольницы, желающей и в мирное время сохранить свои привилегии.
Вспомним хотя бы некоторые (увы, помню далеко не все) требования грузинских национал-коммунистов: оставлять в Грузии все собираемые в ней налоги, но предоставить ей право дотирования из союзного бюджета по мере надобности; разрешить грузинскому правительству по собственному усмотрению депортировать любого гражданина СССР за пределы республики и расторгать смешанные браки; автоматически лишать грузинского гражданства грузинку, вышедшую замуж за человека иной национальности. Микаэл Николозович Саакашвили всего лишь творчески развивает некоторые — далеко не все — традиции своих предшественников.
Многонациональная империя всегда испытывает сложности, отсутствующие в мононациональном королевстве. Зато и возможностей у неё куда больше. Не говоря уж о пользе взаимооплодотворения многообразных культур, напомню чисто экономическую сторону дела. Разделение труда повышает его производительность. Чем больше и разнообразнее общество, тем больше в нём возможностей разделения труда, тем больше может сделать для других и получить от других каждый гражданин.
Правда, возможных форматов многонациональности много. Впрочем, все они распределяются между двумя крайностями — колониальной и континентальной. Причём промежуточные варианты довольно быстро эволюционируют к одной из этих крайностей.
В колониальной империи число представителей метрополии ничтожно по сравнению с числом жителей дальней (чаще всего заморской) колонии. Подмога почти невозможна: до второй половины девятнадцатого века сообщение в метрополию о возможности бунта шло зачастую несколько недель, а сбор и отправка подкреплений занимали месяцы. В таких условиях единственный способ удержать колонию в подчинении — непрерывное жесточайшее подавление. Уничтожается (вместе со своим носителем) всякая возможность даже помыслить о неповиновении — не говоря уж о том, чтобы взять на себя управление вместо колониальных администраторов.
В континентальную империю объединяются народы, уже давно живущие бок о бок и веками вырабатывающие взаимоприемлемые форматы сосуществования. Неизбежных беспредельщиков — вроде басков или чеченцев — чаще всего совместными усилиями давят все соседи, постепенно приучая к безопасному для окружающих образу жизни. Задачи имперской администрации — организация взаимодействия отдалённых друг от друга регионов да поддержание порядка, дабы народы не отвлекались от дела на борьбу с беспределом.
Часто привожу пример различия двух типов империй. Когда верхушечный заговор принудил Николая Второго Александровича Романова отречься от престола Российской — образцово континентальной — империи в разгар Первой Мировой войны (да ещё когда на горизонте уже маячила победа с желанными черноморскими проливами в качестве трофея), в поддержку императора выступили из всего высшего армейского командования всего двое генералов от кавалерии (что соответствует нынешнему генералу армии да маршалу рода войск): остзейский немец лютеранин Фёдор Артурович граф Келлер и армянский азербайджанец мусульманин Гусейн Келбалиевич хан Нахичеванский. В той же войне в союзных России Британской и Французской — образцово колониальных — империях даже полковник из инородцев был немыслим. А вот баски да бретонцы во Франции, валлийцы и шотландцы в Англии — народы, присоединившиеся ещё в формате континентальных империй — воспринимались как свои, пользовались практически равными возможностями.
Сейчас нас старательно толкают на путь колониальной империи. Вспомним хотя бы, как часто в (по выражению Андрея Ильича Фурсова) СМРАД — средствах массовой рекламы, агитации, дезинформации — мелькают презрительные клички представителей этносов, чьи родные земли отторгнуты от России в губительном 1991-м году. Да и этническое многообразие нынешней Российской Федерации удостоено множества столь же презрительных прозвищ. В советское время подобное поведение журналиста было невозможно не только вследствие строгой цензуры, но и благодаря десятилетиям воспитания и самовоспитания. Причём не только советского. В имперские времена тоже была очевидна недопустимость вбивания клиньев по этническим стыкам.
Вдобавок рост противоречий внутри РФ отпугивает другие народы и замедляет возрождение нашей единой России во всём размахе и многообразии. Так что подобные оскорбления — не говоря уж о криках вроде «Хватит кормить Кавказ», лживых не только политически, но и экономически — бьют не только по нашему нынешнему спокойствию, но и по нашему грядущему расцвету.
Отсюда очевидны первоочередные задачи нынешней версии управления многоцветьем страны: восстановление взаимоуважения; создание системы пресечения провокаций; обеспечение равноправия всех народных обычаев (хоть русских, хоть чеченских, хоть удмуртских) в той мере, в какой они не ущемляют законные и равные интересы носителей других обычаев; использование возможностей каждой группы в интересах всего народа. Очевидны и главные адресаты этих задач: средства массовой информации (их придётся в значительной мере восстанавливать из ныне действующих СМРАД, так что задача неизбежно затронет и многие властные ведомства); органы охраны правопорядка и система правосудия; координаторы хозяйственной деятельности, коим предстоит поощрять создание в каждом регионе предприятий, максимально опирающихся на местное своеобразие.
Понятно, в ходе возрождения — а тем более развития — страны неизбежно возникновение новых поводов для конфликтов. Совету по делам национальностей придётся постоянно следить, чтобы поводы не переросли в причины. Для этого надо не только изучать текущую обстановку, но и быстро делать новые прогнозы. Приведенный мною список задач неизбежно и быстро пополнится. Но ведь надо же с чего-то начать! Давно руководствуюсь девизом: «пока никто не делает — ничто не делается». Полагаю, это и к властям относится.