Социально справедливая роскошь
Не случайно Владимир Путин в ходе своей предвыборной кампании выдвинул идею обложить сверхбогатых налогом на роскошь. И при этом на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), где и собрались самые имущие люди нашей страны, он предупредил, что новый налог ни в коей мере не несет собственно фискальной нагрузки. Видимо, избранный президент уже тогда догадывался, что из отечественных денежных мешков много не выбьешь. Все задумано исключительно для торжества социальной справедливости и выравнивания неравенства.
Избиратели в своем большинстве идею Путина, конечно, поддержали (кто бы сомневался). Правда, опросы, проведенные по заказу РСПП среди бизнес-сообщества, единодушного одобрения налога на роскошь, естественно, не зафиксировали. Но наши предприниматели давно усвоили, что если наверху замыслили что-то непопулярное в их среде, то обязательно добьются своего. Поэтому лучше смириться и получить при этом, как водится, еще и удовольствие. Причем не только чувственного характера, но и вполне материального.
Президент РСПП Александр Шохин, например, настоятельно попросил правительство не тянуть с кадастровой оценкой земельных участков и недвижимости, а также быстрее провести регистрацию прав на них. «А то получается, — съязвил Шохин, — что за обязанность заплатить новый налог придется платить взятки чиновникам-регистраторам!»
Казалось бы, все на мази. И бедные рады, и богатые согласны.
Но, как это повелось, инициатива начальства начала тонуть в согласованиях подчиненных. Путин приказал ввести налог на роскошь не позднее 1 января 2013 года. Вслух этот срок никто не оспаривает. Но если внимательнее вчитаться в предложения министерств и ведомств, то сразу становится понятным, что, во-первых, они президентские сроки сорвут, а во-вторых, и сам налог вполне может так и не появиться.
Пока общее согласие достигнуто только по одному пункту — налог на роскошь должен вводиться не как отдельная фискальная нагрузка, а через два уже существующих налога: на недвижимость физлиц и транспортный. Дальше — развилки, разводящие в противоположные стороны.
Минэкономразвития предлагает считать роскошным жилье, площадь которого превышает 1000 квадратных метров (ставка пока не определена), и автомобили мощностью более 300 л.с. Минфин согласен с «автороскошью», но планку сверхдорогой недвижимости задирает до космических высот — 300 млн. рублей (более $10 млн.) по кадастровой оценке. С того, что выше этого рубежа, брать по 1%. А вот фракция «Справедливой России» считает нехорошими излишествами квартиры и дома, стоимость которых зашкаливает всего лишь за 30 млн. рублей. И предлагает раскошелиться по мере нарастания стоимости недвижимости до 150 млн. рублей от 1% до 4%. На этом, по расчетам справороссов, казна может разбогатеть на 200–300 млрд. рублей в год. Ну да средний класс у нас, в отличие от сверхбогатых, прятать свою собственность от фискалов пока не научился.
Конечные ставки чиновники обещают рассчитать к концу этого года. Однако дело не в них. С чего, собственно, жирный процент собираются брать? По данным РСПП, в стране официально зарегистрированы всего 4 яхты и 1 частный самолет. А ведь именно эти транспортные средства и хотели в первую очередь неслабо обложить. А сейчас о многочисленных яхтах Романа Абрамовича молчат. А что тут сделаешь? Они же зарегистрированы в офшорах, а в России если и появляются, то только в Петербурге.
Роскошные квартиры и особняки также сплошь находятся в Лондоне. А те, что в России, до сих пор не зарегистрированы. Потому что кадастровой оценки как не было, так и нет. Замкнутый круг.
Впрочем, как обещают в правительстве, за этот год доделают то, что не успели за предыдущие десять. И в 2013 году налог на роскошь в том или ином виде материализуется. И даже в один налог на недвижимость объединят два нынешних: налог на имущество и на землю. И именно он станет основой дополнительного налогообложения для сверхбогатых.
Но тогда зачем городить столь сложный и дорогой огород? Шкалу налога на недвижимость придется делать прогрессивной, а не плоской.
А жизнь давно доказала, что богатые фискальную шкалу всегда гнут в нужную им сторону (расходы на адвоката в этом случае быстро окупаются). Зато плоская шкала, как в подоходном налоге, с небольшими ставками, например, не выше одной сотой от кадастровой оценки (естественно, с льготами для неимущих), принесет огромные деньги. Ведь сейчас по стране стоят целые незарегистрованные поселки. Счет уже идет на миллионы домовладений. Естественно, чем дороже дом, тем больше фискальный эффект. Но при этом вполне разумный для налогоплательщика.
В этом, строго говоря, и есть подлинная социальная справедливость. А то, что у Абрамовича 5 или даже 6 яхт, меня лично не колышет. Мне бы самому побольше заработать. И для меня справедливее, если власти снизят, как предлагает «Деловая Россия» страховые взносы с 30% до 15%. Может, работодатель поделится со мной частью сэкономленного?