Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых
Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67). Сведения о каждом апостоле в календаре вы найдете в день его сугубой памяти: апостол Петр († ок. 67; память 29 июня); апостол Андрей Первозванный († 62; память 30 ноября); апостол Иаков Зеведеев († 44; память 30 апреля); апостол и Евангелист Иоанн Богослов († нач. II в.; память 26 сентября); апостол Филипп (I; память 14 ноября); апостол Варфоломей (I; память 11 июня); апостол Фома (I; память 6 октября); апостол и Евангелист Матфей († 60; память 16 ноября); апостол Иаков Алфеев (I; память 9 октября); апостол Иуда, брат Господень († ок. 80; память 19 июня); апостол Симон Зилот (I; память 10 мая); апостол Матфий († ок. 63; память 9 августа).
Кто же были святые апостолы? Название “апостол” означает “посланник”, то есть апостолы были посланниками, учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть миру Свое всемогущество Христос избрал почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.
За это, как ближайшие ученики, святые апостолы удостаивались особенных бесед со Спасителем о тайнах Царствия Божия, до времени скрываемых от народа; за это они, как усердные слуги, были удостоены и особенной благодатной силы, дара чудотворений. А по Вознесении Господа, апостолы приняли в виде огненных языков Самого Духа Святого, силой Которого и совершали дело своего служения до самой смерти. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.
Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.
В честь праздника построен ряд православных храмов.
Самым первым из них стал храм, построенный по указанию императора Константина Великого (274—337) в Константинополе — церковь Двенадцати Апостолов, ставшая императорской усыпальницей. В этот же период, по преданию, его мать равноапостольная Елена, также построила церковь двенадцати апостолов у Тивериадского озера.
В России церковь Двенадцати апостолов была построена в середине XVII века в Кремле по указанию патриарха Никона (является единственной в Москве церковью в честь данного праздника). Её возвели вместе с великолепными Патриаршими палатами, церковь до 1680 года служила домовым патриаршим храмом.
Из современных построек известна греческая церковь Двенадцати Апостолов, возведённая в 1980-х годах на территории евангельского Капернаума (Израиль).
Церковь Апостолов (греч. Άγιοι Απόστολοι) — великая христианская базилика, которая была заложена Константином Великим как главный храм Константинополя, с намерением поместить в ней мощи всех двенадцати апостолов. Закончена его сыном Констанцием II, который поставил в ней гроб с телом своего отца, тем самым положив начало традиции захоронения в храме императоров Восточной Римской империи.
Об облике первой церкви Апостолов известно из свидетельства Евсевия о том, что сей высокий храм был со всех сторон окружён притворами, его стены были из мрамора, а купол — позолочен. С окончанием строительства собора св. Софии первая церковь Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения. Чтобы исправить положение, император Юстиниан поручил Исидору Милетскому возвести на месте Константиновой базилики новый храм, призванный стать усыпальницей всего императорского семейства. Освящен он был 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении семисот лет.
С архитектурной точки зрения Юстинианова церковь Апостолов весьма необычна — это был пятиглавый храм и, по-видимому, прообраз всех многоглавых православных церквей, которые получили широкое распространение, в частности, в России. Василий Македонский затеял обновление храма, а при его внуке Константине Багрянородном поэт Константин Родосский составил описание этого храма в стихах. Среди сокровищ церковной ризницы были черепа апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания. Всё это было разграблено крестоносцами в 1204 году. Гроб Юстиниана подвергся осквернению, а из вскрытой гробницы Ираклия была похищена золотая корона с волосами царственного мученика.
После падения Латинской империи Михаил VIII воздвиг в храме статую своего покровителя, Архангела Михаила, однако восстановлением храма пришлось заниматься его сыну Андронику. Тем не менее скудеющая императорская казна была не в состоянии поддерживать грандиозный храм в должном состоянии, и к моменту взятия города турками в 1453 году он изрядно обветшал и был полузаброшен. Патриарх Геннадий Схоларий перенёс в церковь свв. Апостолов патриаршую кафедру, но в 1461 году Мехмед II велел снести храм и построить на его месте мечеть Фатих. Об облике церкви свв. Апостолов ныне можно судить по венецианской базилике св. Марка и собору в Перигё, которые отчасти воспроизводят её архитектурный образ.
Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле – это церковь Двенадцати Апостолов. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом.
В 1917 г. в описании святынь храма упоминаются древний византийский двустворчатый образ Петра и Павла, писанный в Греции в XII или XIII веке и присланный папой Римским в дар Петру I; образ св. Николая Чудотворца “особой древности”; Черниговская икона Божией Матери 1658 г.
В начале 1990-х гг. храм передан РПЦ. Ежегодно 13 июля, в день Собора 12-ти Апостолов, в храме проводятся богослужения.
Праздник Полупетра.
В народном календаре 13 июля назвали днем Полупетра, е еще Макушкой лета.
Он не такой широкий и шумный, как праздник Петра и Павла, но всё же отмечался с песнями и хороводами. И несмотря на то что шла сенокосная страда, крестьяне выходили на покос, надев всё лучшее.
К этому времени уже овес до половины дорос.
Некоторые связывали это с тем, что праздник уже наполовину меньше. В этот день чтили пастухов и животных, в некоторых местах даже не доили коров, а варили борщ в трех горшках, потому что Петр трижды отказывался от Христа.
В этот день пастухи отдыхали – не гоняли скот на пастбища, а потому и говорили: “На Полупетра счастлива детвора”.
По наблюдениям, если комары и мошки сильно кусаются – к дождю; к нему же и если пчелы летают вблизи ульев.
А вот если лещ после дождя высовывается из воды, пчелы залетают далеко в поле, это к хорошей погоде и теплому вечеру.
По наблюдениям, если комары и мошки сильно кусаются – к дождю; к нему же и если пчёлы летают вблизи ульев. А вот если лещ после дождя высовывается из воды, пчёлы залетают далеко в поле, это к хорошей погоде и тёплому вечеру.