Город неоднократно переходил из одного государство в другое, и эти переходы наложили и свой отпечаток на городскую архитектуру – здесь и православные церкви (в том числе и построенные по проектам польских архитекторов), и ныне православные, бывшие изначально униатскими, и костёлы, и даже узкоколейка, построенная еще немцами. Здесь находятся братские могилы русских и немецких солдат, павших в I-й мировой войне, памятник жертвам репрессий и памятник бывшим борцам Украинской Народной Республики, братская могила жертвам польско-большевистской войны и кладбище советских воинов, освобождавших Хайнувку от фашистов.
Само поселение известно со времён Речи Посполитой. После ее третьего раздела входило в состав Пруссии, а затем вошла в состав Российской империи. На рубеже XIX-XX веков через Хайнувку прошла железная дорога, что положительно сказалось на его росте. После окончания немецкой оккупации в 1915 году началась история находившейся рядом с городом Беловежской пущи как заповедника, бывшего любимого места великокняжеской и королевской, а впоследствии и царской охоты на зубров. Эта история была продолжена и после окончания Первой мировой войны и вхождения Хайнувки в состав независимой Польши. В межвоенное время поселение превратилось в довольно крупный центр деревообработки и химической промышленности.
В 1939 году Хайнувка была включена в состав БССР и вошла в Брестскую область. В первые же дни Великой Отечественной войны в июне 1941 года была оккупирована немцами, а 20 сентября 1944 передана Советским Союзом Польше. В 1951 году получила статус города.
Хайнувка – интересное место для любителей различных архитектурных стилей. Основные здания здесь построены в XIX и XX веке. Самые интересные из них – деревянная церковь 1848 года, домик путевого обходчика конца XIX века, здание деревообрабатывающей фабрики и офисное здание этой фабрики, городская баня 1937 года в стиле модерн, деревянные здания и дома для рабочих в районе «Чвораки», костёл Воздвижения Креста, церковь Святой Троицы, а также часовня Всех Святых на православном кладбище
Иконостас и некоторые иконы работы греческого иконописца Димитриоса Андонопуласа, остальные созданы российскими и болгарскими иконописцами. Храм вмещает на двух этажах 5000 прихожан и принадлежит к числу самых больших по площади православных храмов Польши.
Арочные своды изготовлены из тонкостенных железобетонных плит. Архитектура храма не содержит никаких буквальных заимствований из традиционного православного строительства, но авторам всё же удалось сохранить настроение древних православных церквей.
Решение местных и епархиальных властей о выборе стилистики собора, поначалу казавшегося спорным, полностью себя оправдало. Хайнувка прочно вошла в маршруты паломнических и туристических поездок. Стоянка транспорта перед храмом редко пустует. Посетители Беловежья, раньше проезжавшие через город без остановки, после завершения строительства собора обязательно останавливаются, чтобы осмотреть это чудо.
Интерьер собора завораживает, это просто праздник хорошего вкуса. Удачные колористические решения, мягкий свет, прекрасная акустика и какой-то особенный уют заставляют не только посмотреть, но и задержаться на богослужения. В этом храме своя особенная Благодать, благодаря которой и превосходной акустике интерьера в Троицком соборе с 1983 года происходят фестивали церковной хоральной музыки, на которые собираются церковные хоры и ансамбли не только из самой Польши, но из стран ближних и дальних соседей.