Смысл праздника Успение Богородицы
Тропарь Успения: “В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша”.
По словам архимандрита Иоанна Крестьянкина, «гроб – источник слез – преложился на источник радости, а смерть стала Успением». Как понять эти слова?
Для каждого из нас смерть – это горе, ни с чем несравнимая потеря, боль и утрата, которую невозможно передать словами. Для каждого из нас мысль о смерти своего близкого, дорогого и любимого человека страшнее мысли о собственной смерти.
Смерть – это черное. Смерть – это слезы. Смерть – это разрыв. Тот разрыв, который мы не можем принять. Раскол. Когда ты понимаешь, что этого не должно быть. Ты видел это тело, ты общался с тем, Кем оно было, оно дышало, оно жило. Жило. И ты жил вместе с ним. Что теперь передо мной? Холодный труп. Труп, которого все боятся. Труп, который в гробу будет закопан в землю. А что за гранью? Небытие? Вечный сон?…
И как бы ты ни верил в вечную жизнь, Царствие Небесное, как бы ни был убежден в том, что ЭТО – не конец, тебя охватывают мысли о тупике. И страшно. Страшно. Ты – живой, сильный, красивый, творческий, уникальный на всей планете Земля, человек, и ты – уйдешь в никуда. В тупик. И как это принять? Как принять ту мысль, что твое тело, как тела многих других будет зарыто в землю, и вместо тебя, твоих дел, результатов твоей жизни вырастет холмик. Просто холмик. Зарастет это холмик зеленой травкой и будут ползать букашки по нему. И думаешь – где будет мой холмик: на кладбище, где сотни таких же холмиков, или в поле, где нет ни души в округе.
А на Успении мы видим не черное. Ни одного черного облачения на службе – только синее, голубое. Успение – это жизнь. И знаешь, что Матерь Божия – со мной. Она каждый день со мной. Каждую минуту. И Рождество Богородицы, как и Ее Успение – всего лишь памятная точка о том событии. А Она – «Матерь Живота», то есть Мать Христа, «во успении мира не оставила». Не оставила нас после своей физической смерти. Она – жива. Для каждого. Для меня тоже. Всегда к Ней можно прийти и рассказать. Рассказать о самом сокровенном, о том, над чем почти все посмеются, почти все осудят, пальцами укажут, поучать начнут. Она – не начнет. Она – поможет. Поможет таким образом, что потом, когда все вдруг наладится, даже забудешь об этой помощи, об этом чуде. Просто ведь как. Все незаметно налаживается порой, а ты и не увидел, принял как должное. И – забыл. Говорят люди не православные, но верующие – зачем вам Матерь Бога? Зачем вы к Ней обращаетесь? Она же не Бог, обращайтесь к Богу. Правильно, к Богу и обращаемся. Но ведь в Евангелии сказано: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его». Какие удивительные слова! Православные и Бога чтят, как Творца и Создателя, но и ублажают Матерь Христа. Уже сколько веков это происходит! Да, пусть люди, исповедующие другие религии спорят, пусть дискутируют, но не каждому это нужно. Кто-то просто от сердца помолился, проникся образом Девы Марии, увидел в Ней образец, увидел в Ней – источник помощи в молитвах и в трудностях, обратился, получил помощь и ушел с радостью. И не нужно ему никаких споров, диспутов, доказательств. Ему и так все ясно.
И весь трагизм, вся «тупиковость» смерти исчезает, как туман, печаль превращается в покой и радость, когда мы приходим на праздник Успения. Это удивительно. Каждый год, 28 августа мы приходим и радуемся. Просто радуемся. Вспоминая, что смерть – не уход, а переход, изменение состояния.