Site icon ИА Русские новости

Слабые страны Европы теряют суверенитет

Слабые страны Европы теряют суверенитет


В минувший вторник Еврогруппа разморозила кредитный транш Греции на 8 млрд евро и тем самым смогла немного сбросить давление в бурлящем долговом котле Европы. Благодаря этому в середине декабря родина европейской цивилизации банкротом точно не станет. Но облегчение временное. Расплатой за стабильность, как полагают аналитики, может стать лишение экономически слабых стран Евросоюза ряда демократических привилегий и функций, присущих независимым государствам.


“По-хорошему в ЕС действовать уже нельзя, — полагает главный экономист  Saxo Bank Стин Якобсен. — Нужны нетрадиционные планы и мышление. Но это произойдет лишь тогда, когда фондовые рынки рухнут по-настоящему”. Эксперт полагает, что подобно католическим кардиналам, запирающимся в Сикстинской Капелле при избрании Папы Римского, главных экономических “кардиналов” Европы нужно закрыть в каком-нибудь отеле и не выпускать оттуда, пока из трубы не появится белый дым, свидетельствующий о принятии трудного решения.


Создание Евросоюза происходило в несколько этапов и, по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, которое он высказал в беседе с корреспондентом “Росбалта”, носило колониальный характер. “Корпорации из развитых европейских стран приходили на новые рынки, скупали там все, что было нужно, закрывали ненужное, что могло составить им конкуренцию. В результате, страны превращались в совокупность филиалов нескольких глобальных корпораций”, — полагает эксперт.


На первом этапе к экономически состоятельным государствам Европы вроде Германии и Франции присоединялись страны Южной Европы и Ирландия. “Тогда, — вспоминает Делягин, — на волне эйфории у европейцев были искренние иллюзии, что можно довести эти государства до уровня стран старой Европы. Облигации этих государств расходились, как горячие пирожки, и правительства не удержались от соблазна взять больше денег. В Южной Европе возникли огромные социальные обязательства. Скажем, в Греции пособие по безработице было выше заработной платы, на которую мог претендовать безработный”.


Но за подобное изобилие приходится расплачиваться. Банкротить такие страны тоже нельзя, поскольку неизвестно, по кому, в конечном счете, это ударит. Если держателей бондов определить еще можно, то дальнейшую цепочку — страховые компании, перестраховщиков, банки — уже проблематично. Исключать банкротов из Евросоюза — тоже не выход. “Если та же Греция выйдет из зоны евро, ее национальная валюта тут же обесценится раза в три. К тому же, после прекращения эмиссии драхмы способность управлять курсом своей национальной валюты давно утрачена — люди, имеющие соответствующий опыт, уже нашли другую работу, а соответствующие учебные заведения закрыты”, — полагает Делягин.


Афины вынуждены принять непростые меры в обмен на кредиты — провести сокращение зарплат и пенсий, повысить налоги, провести приватизацию госактивов и структурные реформы. Будет уволен примерно каждый 25-й госслужащий (около 30 тыс. человек, 19 тыс. из которых, судя по сообщениям греческой прессы, уже получили уведомления о переводе в “рабочий резерв” с последующим увольнением).


Не исключено, что подобная участь ожидает и другие страны, включая Италию. На днях итальянское правительство не смогло привлечь на рынке евробондов примерно 500 млн евро из требовавшихся 8 млрд. Доходность трехлетних облигаций одного из мощнейших государств Старого Света приблизилась к 8%. Для Италии — это очень много.


“Обратите внимание, что новых руководителей Италии и Греции никто не выбирал. Люди поставлены инвесторами в качестве кризисных управляющих. Это не демократия. Демократии больше нет. Инвесторы фактически сказали: демократия это хорошо, но она будет, когда вы сможете заплатить. Если вам не нравится кризисный управляющий, то мы поставим другого, но это сделаем мы”, — отмечает Михаил Делягин.


Несмотря на сообщения мировых СМИ о том, что транснациональные корпорации сейчас сокращают свои риски, связанные с угрозой распада еврозоны, и переводят активы в наличность и наиболее надежные инвестиционные инструменты, аналитики инвестиционных компаний пока реагируют сдержанно. В беседе с “Росбалтом” аналитик “Инвесткафе” Анна Бодрова сообщила, что распада еврозоны в среднесрочной перспективе не ожидает. Эксперт отметила, что европейский альянс начал работу по созданию координационного совета на политическом уровне и Брюссель получил возможность контролировать выполнение условий предоставления кредитов в отдельных странах.


По мнению Бодровой, если будет реализован самый негативный сценарий и еврозона в итоге распадется, мировое первенство будет поделено между США и Китаем. “Вполне возможен вариант, что Китай без лишнего шума начал покупать подешевевшие евро, чтобы затем, в рамках обещанной помощи, купить на эти евро облигации проблемных стран Еврозоны”, — дополнил коллегу аналитик ВТБ 24 Алексей Михеев.

Exit mobile version