Скромный гений. Рудольф Хачатрян
Детство его было трудным и пришлось на суровые военные и послевоенные годы.
Несмотря на то, что его семья мало интересовалась и не имела точек соприкосновения с искусством, мальчик увлекся рисованием и это увлечение очень скоро переросло в подлинную страсть.
В сквере напротив Театра оперы в Ереване стоял и рисовал молодой человек. Ему было четырнадцать лет.
Вдруг он услышал: кто-то дышит за его спиной. Мальчик не любил, когда смотрели, как он работает.
Обернулся – позади стоял старик. Так ему тогда показалось. Старик сказал: «Вот адрес, приди и принеси все свои работы». Он принес.
Хозяин дома, перебрав их, воскликнул: «Леонардо жив!».
Мальчик удивился. Он думал, что рисует, как Репин.
Оказалось, выше…
Так произошла встреча Рудольфа Хачатряна с Ервандом Кочаром, знаменитым армянским художником, основателем принципа «живописи в пространстве». Кочар долгое время жил в Париже. Вернувшись на родину, был репрессирован. После выпущен на свободу.
Они стали друзьями: пожилой человек за пятьдесят и подросток-недоучка.
Автопортрет
Хачатряну не исполнилось и двадцати, когда Кочар однажды сказал: «Ты можешь умирать. Если ты умрешь сейчас, останешься в истории армянского искусства». Хачатрян остался жить…
Это была судьбоносная встреча, и молодой художник стал заниматься у мэтра армянской живописи и скульптуры Ерванда Кочара.
Хачатрян рисовал с трех лет. Но когда его увидел Кочар, с ним уже случилось то событие, после которого он стал рисовать совсем иначе. Это событие – он увидел Бога. Иначе он никак не мог назвать тот свет, что засиял ему однажды ночью.
Автопортрет
Семья жила в полуподвале, отчего всегда приходилось держать занавески закрытыми, чтобы люди не заглядывали в окна.
Глаз Рудольфа привык к постоянному полумраку. А тогда и вовсе спустилась ночь. Мальчик, которого вернее было бы назвать отроком, лежал в постели, и только его представления и мысли, как обычно, летали высоко.
Внезапно он открыл глаза и увидел перед собою яркий свет и лицо в этом свете. Очень доброе. Можно было разглядеть каждый волосок, каждую пору кожи.
Отрок испугался и закрыл глаза. Открыл снова – лицо, как и прежде, близко над ним. Отрок ущипнул себя за руку: он не спал. Натянул одеяло на нос и съежился под одеялом. Но не выдержал и опять выглянул: человек все так же с добром смотрел на него. И тогда отрок закричал.
Пришла мать. Он ничего ей не сказал. Она его успокоила. Он уснул. А утром вышел и признался: «Мама, я видел Бога. Поэтому я кричал».
Годы спустя он сказал: «Мы кричим, когда рождаемся первый раз из лона матери. Во второй раз я кричал, потому что родился как человек».
Художник и его Муза и супруга – художник Наталья Шнайдер-Хачатрян
С ним всю жизнь случались мистические события.
После второго инфаркта он находился в больнице, пульс был учащен и не падал, врачи не могли ничего сделать, лекарства слабо помогали.
В палате рядом с ним ночевал сын. Было совсем поздно, когда он почувствовал руку у себя на руке. Он дотронулся до этого места – пусто.
Прошло еще время.
Кто-то явно держал руку у него на сердце. Он посмотрел… сын спал на второй кровати. И еще раз как будто кто-то положил руку ему под лопатку.
На следующее утро пульс нормализовался. Он рассказал врачам, что с ним было. Выяснилось, что во всех указанных им местах расположены точки, которые задействуют для улучшения сердечной деятельности.
Двое. Двое в одном. Двойственность как личностная категория. Двойничество как психологическая категория. Двуединство как философская категория. Свет и тень.Черное и белое.
Он оставался жить и после двух инфарктов.
Автопортрет
Актриса
Девушка в берете
Давид
Портрет мужчины
Караванщик
Портрет этнографа Л. А. Абрамяна
Профиль
Итальянка
Пилигрим