Сказка о попе и работнике его Балде
(толкование на сказку А. С. Пушкина)
Протоиерей Александр Григорьев (Санкт-Петербург), настоятель Храма Святителя Николая, при Военно-Медицинской Академии
Специально для ИА “Русские Новости”
|
Протоиерей Александр Григорьев
Пошел батюшка на базар за продуктами, так как прислуги у него не было, потому что приход был бедным, а его супруга родила ему на днях пятого ребёнка и все хозяйственные заботы легли на плечи священника.
На базаре батюшка встретил нищего бродягу по кличке Балда, который просил милостыню. Батюшка дал ему немного денег и из сочувствия к горю нищего бродяги спросил его, что с ним случилось. Балда рассказал выдуманную историю о том, что у него сгорел дом, и никто не помог, у него нет паспорта и он вынужден жить на милостыню, что он страдает от голода и холода, ночует в стогах сена, и несколько месяцев не мылся. Ему приходится постоянно прятаться, так как бродяжничество запрещено указом императора Александра I, если его, бродягу, задержит полиция, то высекут и сошлют в Сибирь.
Балда слезно просил батюшку приютить его хотя бы в хлеву. Дрогнуло сердце доброго батюшки, и он взял бродягу домой, разрешил ему помыться в баньке, дал ему одежду со своего плеча, покормил, разрешил ему остаться жить, попросив при этом помочь по хозяйству.
Приход у батюшки был сельский, бедный, и ему в свободное от службы время приходилось возделывать свой участок: пахать, сеять, сажать; доить корову, кормить кур, то есть делать то, что Бог поручил Адаму: “есть в поте лица хлеб свой” (Бытие).
Сначала Балда обрадовался: чистый и сытый, он спал на настоящей кровати в доме, а не в стогу сена, но главное, здесь его не могла схватить полиция, высечь и отправить в ссылку. В отъевшемся на батюшкиных харчах и отдохнувшем “балде” утихнувшие от голода, холода и страха греховные страсти с новой силой разгорелись. Бедняк Балда на самом деле был запойным пьяницей – бил жену и детей, а когда избил до смерти соседа, его заковали в кандалы и отправили на каторгу. Оттуда он сбежал, бродяжничал, попрошайничал и пребывал в страхе, что его поймают, высекут и снова отправят на каторгу.
Балда выпрашивал у батюшки денег, чтобы пойти в кабак напиться и предаться блуду с какой-нибудь бродячей блудницей. Но батюшка, догадываясь о порочных наклонностях бродяги, не давал ему денег и говорил: “Ты сыт, одет и обут, живешь под крышей в тепле, что тебе еще надо? А если ты выйдешь на улицу без паспорта, то тебя схватит полиция, высечет и сошлет в Сибирь”. Если Балда захочет, то батюшка выправит ему паспорт, и тогда бродяга сможет выходить на улицу, устроиться на работу, где будет зарабатывать, ведь у батюшки большая семья и денег свободных нет.
Но Балда все более разгорался страстным желанием напиться водки и предаться блуду, а доброго батюшку возненавидел, только и думал как бы “жадного попа” обворовать. Но батюшка был осторожный и закрывал деньги, которые собирал на ремонт храма, в крепкий старинный шкаф, а ключ носил с собой.
Отъевшись и отоспавшись, Балда, наконец, разгорелся такой злобой и завистью, что напал на батюшку, избил его до смерти, взял ключ, украл церковные деньги и сбежал. Услышав шум, в комнату вошла супруга батюшки с детками, и увидели они окровавленное бездыханное тело своего любимого отца. На громкие рыдания семьи священника стали сбегаться прихожане, которые очень любили своего батюшку. Плач, слезы, рыдания, и стоны слышны были по всему селу. Прискакал полицейский, объявлен был розыск.
Долго искать не пришлось. В одном из соседних сел, в кабаке, был найден мертвецки пьяным Балда, со следами крови на одежде. Во время допросов, после хорошего наказания плетьми, он признался в предыдущем преступлении, в бегстве с каторги и нанесении тяжких телесных повреждений священнику, приведших к смерти последнего. За что бродяга был приговорен к пожизненной каторге и в кандалах отправлен под конвоем в Сибирь.
Задумаемся братие о том, что увы и доныне немало таковых трутней аналогичных “балде”, которых сумашедший мир считает едва ли не “героями”. Именно таковых сторонился А.С.Пушкин, будучи человеком не только творческим, но и Православным Христианином.
Доводилось немало таковых “сидельцев”, встречать и мне в бытность мою настоятелем тюремного храма СИЗО “Кресты”. Но все зло в тюрьмы не упрячешь, мы должны и сами искоренять его в себе, и показывать добрые примеры жития другим. И да будет так!
Послесловие
Во времена А. С. Пушкина такие мысли (имею ввиду мое толкование упоминаемого произведения Александра Сергеевича) приходили каждому, кто читал “Сказку о попе и работнике его Балде”. Но прошло менее ста лет и сознание людей под влиянием западной идеологии атеистического материализма перевернулось с ног на голову.
В начале ХХ века 98% священников, которые служили в сельской местности и в поте лица ели хлеб свой, осуждались как тунеядцы и паразиты. А бродяг, пьяниц, беглых преступников, которых олицетворял “балда”, стали считать за героев-революционеров. Разбойники Стенька Разин и Емельян Пугачев, повинные в убийстве многих тысяч людей, были возведены в национальные герои. Когда после февральского переворота 1917 года Керенский открыл двери всех тюрем и каторг, оттуда выплеснулась волна убийц, насильников и извращенцев, которые ограбили не один банк и убили не одного священника. Ограбили и сожгли всю Российскую империю, избили миллионы крестьян, разорили тысячи церквей… А было ли объявлено всенародное покаяние?
Правда, наказал народ пришедший к “власти”, бывший преступник Коба (Сталин), который действовал по принципу атамана разбойников: убивая своих, говорил, что” чем меньше нас будет, тем больше нам останется”. Он перебил большинство соратников по партии революционеров-ленинцев и миллионы ни в чём не повинных людей, чтобы держать всех в страхе из опасения, что они устроят новую революцию и свергнут его – “отца народов”.
Тиран умер, как ушли в небытие и другие – святотатцы, хулители Церкви нашей, которая стоит и доныне, благодаря ее усердным пастырям, труженикам на Ниве Христовой, и народу Божию. Так было, есть и будет всегда, ведь с нами Бог!