Site icon ИА Русские новости

СЕРГЕЙ КОМКОВ: “У НАС ЕСТЬ СВЕДЕНИЯ О КРИМИНАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ МАРЕКА КРУПИЦЫ”

СЕРГЕЙ КОМКОВ: “У НАС ЕСТЬ СВЕДЕНИЯ О КРИМИНАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ МАРЕКА КРУПИЦЫ”

 

 

В четверг петиция от имени наших православных соотечественников, которые требуют отмены перевыборов главы архиепископа Пражского и Чешских земель и возвращения на престол митрополита Христофора, официально была доставлена в Священный Cинод. Один из инициаторов и подписантов петиции – Сергей Комков, председатель «Русского Дома» в Марианских Лазнях, писатель, юрист и философ. Сергей Комков согласился ответить на вопросы «Пражского Экспресса».

 

– Мы говорим о том, что Священный Синод совершил ошибку, изначально зная, что обвинение в отношении Христофора носит ложный характер. Знал об этом и владыка Симеон, к которому первому обратилась госпожа Рапцунова, а он отправил ее к Фрайману. Тот помог ей составить это заявление. В результате чего был отстранен от служения и в понедельник пострижен в монахи. Это говорит о том, что возврата в протоиреи ему нет. Сейчас он не имеет права отпускать грехи, принимать исповедь, совершать причастия, крестить, соборовать, служить панихиды. Совершена ошибка, причем неканоническая. Единственный возможный вариант на сегодня — не проводить перевыборов, а просто отменить свое решение о принятии отставки владыки Христофора. А если к нему есть претензии, то собирается Священный Собор, в котором участвуют все участники церковного деяния, там могут быть озвучены претензии, заявления и жалобы.

 

 

– А если Священный Синод откажется пересмотреть свою позицию?

 

 

-Мы — достаточно серьезные юристы. Среди четырех членов петиционного комитета, два доктора юридических наук, я и Радмила Земанова, прекрасно владеющие основами европейского права. Тогда материалы будут переданы в прокуратуру, чтобы было начато расследование и возбуждено уголовное дело по статье «Клевета».

 

– Однако же, архимандрит Марк Крупица подавал официальное заявление о том, где опровергал тот факт, что Рапцунова отозвала свои обвинения. В частности, он сказал, что в русскоязычных СМИ появляются сообщения, вводящие православных людей в заблуждение. Что возвращение митрополита на престол просто невозможно. Что, согласно канонам церкви и Уставу, должно быть созвано епархиальное собрание, на котором пройдут выбора архиепископа пражского, и только после его интронизации, могут произойти выборы Предстоятеля…

 

-Во-первых, то что Христофор — облган, это уже совершенно очевидно, мадам Рапцунова написала второе заявление, в котором покаялась  в лжесвидетельстве, указала, что фактически она несамостоятельно писала заявление, но при участии некоторых священников. А гражданину Мареку Крупице я не верю ни на грамм. У нас есть сведения о его криминальном и недостойном поведении, нехороших связях криминального и аморального характера. Его заявление для меня ничего не значит, потому что он всего лишь — архимандрит. Он не является ни местоблюстителем, ни руководителем Священного Синода, это его частное мнение. И, кстати, если начнется расследование по этому делу (о групповом преступном деянии), господин Крупица может быть тоже привлечен. Это может быть очень громкий процесс, который не пойдет на пользу Чешской православной церкви, но другого выхода не останется, потому что истина должна восторжествовать.

 

– То есть, вы считаете, что причина не в местных дрязгах и распиле финансов? Что она более глубинна?

 

 

– Есть повод, а есть причина. Поводом явилось это заявление, которое и стало катализатором настоящей ситуации. Причина же намного глубже. Во-первых, так получилось, что владыка Христофор оказался не на две головы выше некоторых членов Священного Синаода, а даже на больше. Человек с несколькими высшими образованиями, человек, владеющий шестью иностранными языками, прекрасно разбирающийся в вопросах религии и мировой истории… Он оказался белой вороной в среде своих клириков и архипастырей. Это им не очень нравится…

 

– Но владыка занимает эту должность с 2006 года!

 

– До определенного времени с этим мирятся. Но он не допускает к начальствующим должностям людей очень низкого уровня. Поэтому тех людей, которые претендовали на высокие должности, Христофор отодвигал. Им не дают карьерного роста, накапливается злость и недовольство. При этом они не понимают, что карьерный рост зависит не от того, как они поцелуют руку владыке и насколько красиво они ему поклянутся в любви, а от того, насколько они сами интеллектуально высоко поднялись. Они и составили группу, затаившую злобу на митрополита.

 

Во-вторых, вопрос с реституциями, которые должна получить Чешская православная церковь. Это миллиард с чем-то, а с процентами получается около двух миллиардов. Эта сумма — запредельная для нынешней православной церкви в Чехии, которая в последние годы жила достаточно бедно. Они часто обращались в московскую патриархию, лично к патриарху Кириллу, а до этого — к патриарху Алексию Второму с просьбой оказать им материальную помощь. В прошлом году я даже лично собирал  заявки от настоятелей храмов. Речь даже шла о том, чтобы через местный Дом соотечественника закупить для этих храмов церковную утварь — подсвечники, кадила, подставки для священного писания… Когда они узнали о том, что на них свалится такая неожиданная сумма, многие из них, особенно те, кто жили за счет пожертвований от прихожан, посчитали, что часть этих денег пойдет им в качестве вознаграждения. А Христофор тут же заявил, что деньги пойдут исключительно на восстановление храмов, закупку имущества и благотворительные цели, и ни в коем случае не будет распределяться между церковными иерархами. Так он подписал себе приговор. Все эти священники, подогреваемые провокаторами из Священного Синода, ополчились против него. Впрочем, он и не имеет права направлять эти деньги на неуставные задачи церкви. Во-первых, деньги могли бы быть изъяты, во-вторых, это — уголовное дело.

 

Есть и третья причина — отношения с московской патриархией. Ни для кого не секрет, что Чешская православная церковь поднимает вопрос о большей независимости. Независимость может дать какая-то из ветвей православной церкви — или Московский патриарх всея Руси или Вселенский патриарх Варфоломей. Московская патриархия еще при Алексии Втором такие обещания давала, и руководство Чешской православной церкви надеялось, что в дальнейшем получит автономность. Потому что на сегодня Чешская православная церковь непонятно, в каком крыле, и кому относится. Патриарх Кирилл отказался рассматривать этот вопрос, предложив быть под их покровительством. Константинопольский же патриарх Варфоломей пообещал рассмотреть этот вопрос, и начались переговоры. А у Московского и Константинопольского патриархов очень перпендикулярные отношения (они делят между собой сферы влияния в православном мире), московские сразу отвернулись и начали поддерживать те силы, которые могли бы удалить Христофора и заменить его на другого, более послушного, более внушаемого и управляемого.

 

Но самое страшное заключается в том, что вся эта ситуация может привести к расколу не только Чешской православной церкви, но и всей Православной церкви вообще. Многие поместные православные церкви за рубежом хотят иметь независимость. Они зреют, и не хотят быть под кем-то. Если разгорится скандал и вылезет наружу эта третья причина, то сторонниками Христофора могут выступить главы многих поместных церквей. Митрополит Савва может сделать выводы для себя, а так, скорее всего, и будет, Савва в польской православной церкви многие годы является признанным лидером (а ситуация там сложнее, чем в Чехии, поскольку католики сильно доминируют). Следом могут задуматься над этим представители православной церкви Венгрии, Германии, Бельгии… Они могут начать борьбу одновременно против Москвы и Константинополя, или напротив — соперничать, кто к кому быстрее примкнет. И все это создаст такую чехарду внутри православного мира, что люди начнут враждовать друг с другом. А это самое страшное дело, когда священники одной конфессии подлавливают друг друга на неканоническом поведении, затевают заговоры и прочее.

Exit mobile version