Сегодня мы вспоминаем видных русских монархистов Е.А.Полубояринову, П.Ф.Булацеля и Д.И.Иловайского
В день великого праздника Сретения Господня предстали пред Богом три видных деятеля патриотического движения начала ХХ в. В этот день в 1919 г. в Петрограде были расстреляны Елена Адриановна Полубояринова и Павел Федорович Булацель, через год скончался известный историк и общественный деятель, активный участник монархического движения Дмитрий Иванович Иловайский.
Она была казначеем Союза Русского Народа, а после раскола в Союзе некоторое время фактически возглавляла оставшееся верным председателю СРН А.И.Дубровину большинство союзников. Одно время Полубояринова была редактором органа Союза газеты “Русское знамя”, в 1915 г. избрана членом Президиума монархического движения. В 1915-16 гг. она пыталась организовать наружное наблюдение за деятельностью Городского и Земского Союзов, которые, как теперь известно, были центрами подготовки антимонархического заговора.
Вскоре после февральского переворота на квартире Полубояриновой был произведен обыск, а сама она 11 марта была арестована. Несмотря на то, что даже пристрастное следствие не нашло никаких материалов для обвинения Полубояриновой в каких-либо преступлениях, она продолжала томиться в заключении. Только в связи с болезнью летом 1917 г. мужественная русская женщина была переведена из “Крестов” в тюремную больницу, а затем освобождена.
Во время “красного террора” осенью 1918 г. Полубояринова снова была арестована. Ее исповеднический жизненный путь оборвался в застенках ЧК. Господь сподобил ее принять мученический венец за Веру, Царя и Отечество в праздник Сретения Господня в 1919 г.
Во время Первой мировой войны Булацель издавал журнал “Российский гражданин”. В одной из своих публикаций выступил в защиту монархического принципа правления, раскритиковав идею английского премьера Асквита после войны отдать под суд германского и австрийского императоров. Булацель назвал это предложение “масонской затеей”. Эта статья Булацеля едва не спровоцировала международный скандал, поскольку англичане посчитали, что это – внешнеполитический манифест нового министра иностранных дел Б.В.Штюрмера, который имел репутацию германофила. Скандал удалось замять.
Накануне февральского переворота принимал участие в разработке предложений по изменению законодательства в смысле возвращения к принципам Самодержавной монархии, искаженным законами 1905-06 гг. После отречения Государя уехал в свое имение и совсем отошел от политической деятельности. Однако 29 сентября 1918 г. был арестован ЧК и объявлен заложником. Расстрелян как один из основателей Союза Русского Народа.
Автор ряда исторических сочинений, но наибольшую известность получил как автор учебников по русской истории, написанных с консервативно-монархических позиций. Его учебники по русской и всеобщей истории неуклонно переиздавались из года в год, достигнув по количеству выдержанных переизданий рекордных отметок. Так, до 1917 г. его пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего – 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста – 35 раз и для старшего – 30 раз!
По своим политическим взглядам Иловайский был сторонником твердой самодержавной власти, опирающейся на Православие и единение сословий. Сам себя он относил к приверженцам “патриотичного консерватизма”, как он выразился в одной из своих статей, имея в виду верность основам русского государственного быта при признании необходимых новшеств русской жизни. “Патриотичный консерватизм <…> состоит в том, – писал Иловайский, – чтобы вводить те улучшения и усовершенствования, которые, не изменяя основного русского строя, помогли бы Русскому народу подняться на одинаковую культурную высоту с передовыми европейскими нациями; чем в корне были бы подорваны главные аргументы противников этого строя, а сам он был бы обезопасен от будущих потрясений?”
Принимал активное участие в патриотическом движении, был членом патриотических союзов, участвовал в монархических съездах, издавал собственную газету “Кремль”. Скончался на праздник Сретения в 1920 г. в возрасте 88 лет. Последние два года жизни 1918-19 гг. стали для патриарха патриотического движения поистине исповедническими, он неоднократно арестовывался чекистами, побывал узником знаменитой Бутырки.