Сегодня мы вспоминаем Великого князя Михаила Александровича, брата Царя-Мученика Николая II
Сегодня день памяти брата Царя-Мученика Николая II Великого князя Михаила Александровича, первого представителя Императорской Фамилии, погибшего от рук большевиков. Он был убит вместе со своим секретарем Николаем Николаевичем Джонсоном 90 лет назад в ночь с 12 на 13 июня 1918 г. (в тот год это был праздник Вознесения Господня) в окрестностях Перми.Великий князь родился 22 ноября 1878 г., он был младшим сыном Императора Александра III и до рождения Цесаревича Алексея в 1904 г. был Наследником Престола. К 1917 г. он был генерал-адъютантом Свиты, генерал-лейтенантом и членом Государственного Совета. Во время Первой Мировой войны командовал Кавказской туземной дивизией, 2-м кавалерийским корпусом, затем был назначен инспектором кавалерии.
В канун революции, 11 ноября 1916 года Великий князь Михаил писал Царю из Гатчины: «Я глубоко встревожен и взволнован всем тем, что происходит вокруг нас… Перемена в настроении самых благонамеренных людей поразительна; решительно со всех сторон я замечаю образ мыслей, внушающий мне самые серьезные опасения не только за тебя и за судьбу нашей семьи, но даже за целость государства».
После отречения от престола Царя-Мученика Николая в пользу своего брата, 3 / 16 марта думские заговорщики «уговорили», а по сути дела, заставили отречься от престола и Великого князя Михаила. Для этого на него было оказано давление практически всем составом Временного комитета Государственной Думы. «Я был поражен тем, что мои противники, вместо принципиальных соображений перешли к запугиванию Великого князя», – писал об этом моменте присутствовавший при отречении В.В.Шульгин. Неопытный в вопросах большой политики, Великий князь поддался нажиму. Черновик акта об отречении Великого князя Михаила Александровича был составлен либералами-масонами Н.В.Некрасовым и В.Д.Набоковым. Причем, это был не просто акт об отречении – это был хитро составленный документ, согласно которому Великий князь «временно отказывался» от восприятия верховной власти, тем самым парализовав на неопределенный срок всякую возможность не только реставрации монархии, но и предъявления другим лицом права на престол (ведь откажись он от престола лично, согласно Законам Российской Империи право престолонаследования автоматически переходило бы к следующему по старшинству представителю династии).
После отказа воспринять престол Великий князь Михаил Александрович жил у себя в Гатчине, где в августе 1917 г. был арестован, но вскоре освобожден. Оставался он с семьей в Гатчине и после большевистского переворота, живя в частном доме. 27 февраля (12 марта) 1918 г. был неожиданно арестован и вскоре выслан в Пермь, его сопровождали Н.Н.Джонсон, камердинер В.Ф.Челышев, повар Г.Ф.Митревели и шофер Борунов. В Перми жил в гостинице купца Королева, пользуясь сравнительной свободой. В мае к нему приезжала супруга графиня Н.С.Брасова, которая на обратном пути заехала в Москву, добилась свидания с Лениным в надежде выхлопотать освобождение супруга. Ее усилия оказались напрасными. К тому времени судьба Великого князя уже была решена, был определен палач – председатель местного областного комитета чекист Мясников (как его характеризовали, «человек кровожадный, озлобленный, вряд ли нормальный»), который уже получил инструкции от Свердлова по организации убийства.В ночь на четверг 31 мая (13 июня) Мясников с тремя сподручными явились за своей жертвой в гостиницу. Они ворвались к великому князю и потребовали, чтобы он следовал за ними. Верный Н.Н.Джонсон пожелал сопровождать Его Высочество. Их повезли в сторону Мотовилихинского завода, завезли в лес на место массовых расстрелов, где и убили. Стремясь скрыть следы преступления, тела убиенных бросили в заводскую печь и сожгли. Населению объявили, что Великий князь бежал из ссылки. Все поверили, или сделали вид, что поверили. Камердинера Челышева и шофера Борунова тоже арестовали и заключили в тюрьму, а в конце сентября они были расстреляны.