Site icon ИА Русские новости

«С НАТО нужно вести переговоры языком ультиматума»

Леонид Ивашов: «С НАТО нужно вести переговоры языком ультиматума»


 

Альянс, отметил генерал, на переговорах понимает лишь силу, а не уговоры.

 

Прошедшая вчера в Брюсселе министерская (на уровне глав МИД) встреча Совета Россия – НАТО, как и ожидалось, не смогла снять ни одного противоречия между Москвой и Альянсом по центральному вопросу повестки дня – проекту ЕвроПРО (как, впрочем, и по подавляющему большинству других дискуссионных тем – Сирии, Ирану и т. д.). Одним словом, тупик.

 

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил по итогам заседания, что Альянс не готов к серьезному сотрудничеству по вопросу ПРО. И если российские обеспокоенности не будут учитываться Альянсом, в ответ на каждый этап развертывания ПРО Россия ответит встречными мерами. «На всякий фазовый адаптивный подход США будет фазовый адаптивный ответ Российской Федерации», – пояснил журналистам постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. По его словам, которые приводит РИА «Новости», российские вооруженные силы будут обеспечивать безопасность страны с учетом тактико-технических характеристик будущей системы. «Мы будем закладывать в систему противодействия и преодоления противоракетной обороны те тактико-технические характеристики, которыми, как мы считаем, может обладать натовская система. Т. е. мы будем с перехлестом отвечать на любую угрозу, связанную с нашей безопасностью», – заявил постпред.

 

 

В свою очередь, генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, подводя итоги заседания, также подтвердил: «По системе ПРО у нас, это не секрет, разные подходы». При этом накануне встречи с Сергеем Лавровым он скептически оценил ответные шаги России на развертывание ЕвроПРО, которые были озвучены 23 ноября Дмитрием Медведевым. По мнению Расмуссена, они неэффективны. Кроме того, генсек НАТО проявил поистине отеческую заботу о нашем кошельке, порекомендовав Москве не тратиться на столь дорогостоящие ответные мероприятия. И вновь (причем многократно за один день заседания Совета) призвал Россию верить, что ЕвроПРО никоим образом не направлена против нее.

 

Впрочем, далее он сделал, пожалуй, единственное за весь вчерашний день интригующее заявление – выразил надежду, что политическая договоренность о сотрудничестве России с НАТО по проекту ЕвроПРО будет достигнута до саммита НАТО, намеченного на май 2012 года в Чикаго. Что бы это могло значить – после того тупика, откровенно признаваемого обеими сторонами, в который зашли отношения России и НАТО по проекту ЕвроПРО? Можно ли это истолковывать так, что Альянс в будущем не исключает возможности пойти навстречу позиции Москвы? Но после прозвучавшего в Брюсселе от представителей НАТО целого хора заявлений в это верится с трудом. А если Альянс не готов ни на какие подвижки навстречу России, то это означает лишь одно – что в НАТО рассчитывают в дальнейшем на «смягчение» позиции самой Москвы.

 

Если же это так, то, учитывая склонность нашего военно-политического руководства к «компромиссам» с Западом, это должно насторожить уже граждан России. Неужели руководство в очередной раз начнет сдавать позиции?

 

На прошедшем Совете Россия – НАТО Москва, кстати, не пошла на дальнейшее обострение со своими натовскими «партнерами» Как сообщает «Коммерсантъ», несмотря на первоначальные разногласия, сторонам все же удалось утвердить рабочую программу Совета Россия – НАТО на будущий год. По словам российского дипломатического источника издания, это стало возможным после того, как разработанный Альянсом «документ был отредактирован с учетом российских интересов». Последние изменения были внесены в него буквально вчера утром.

 

Между тем, как считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, «с НАТО нужно вести сегодня переговоры языком ультиматума». То, что мы называем сотрудничеством с НАТО, заявил он в интервью РИА «Новости», на самом деле таковым не является. Нельзя считать сотрудничеством этот односторонний процесс, когда они наращивают свои мускулы, двигают свои воинские контингенты и технику к нашим границам, развертывают систему противоракетной обороны, совершают агрессивные действия, по сути дела уничтожают наших союзников, а мы все делаем вид, что это – сотрудничество. Ивашов назвал происходящее в отношениях с НАТО «не сотрудничеством, а односторонним процессом уступок».

 

«Мы должны действовать несколько по-иному», – считает признанный эксперт, кандидатура которого, скорее всего, будет выставлена на ближайшие выборы президента РФ. У России, напомнил он, имеется опыт «жестких действий в рамках своих интересов». В качестве примеров Ивашов привел в т. ч. «приштинский бросок» и позицию России по Югославии в конце 90-х годов прошлого столетия.

Когда предпринимаются жесткие действия, отметил Ивашов, «тогда они (натовцы) идут на компромисс и на уступки». «Мы же сегодня зарядили заявления и ноты. Серьезные политики на Западе их не читают, а отдают (генсеку НАТО) Расмуссену», – сказал Ивашов.

 

Для изменения ситуации в области безопасности, считает Ивашов, «необходимо осознать природу американцев, которые сегодня командуют и в НАТО, и в Европе, и которые еще никогда в своей исторической судьбе не уступили более слабому». Они никогда не идут на компромиссы, если противная сторона выступает с позиции слабого партнера, подчеркнул эксперт, «поэтому нам нужны серьезные мероприятия, чтобы они восприняли нас на равных».

 

Для этого можно, например, рассмотреть вопрос ПРО на Совете Безопасности ООН как угрозу международному миру, считает он. «Причем не нужно зацикливаться только на ПРО: нужно рассмотреть угрозу Сирии, уничтожение Ливии, угрозы Ирану. Я думаю, что в этом нас поддержат китайцы», – подчеркнул Ивашов, отметив, что «нужно выпячивать и другие угрозы».

 

«Кто-то нас завел в ложный тупик, что мы считаем, что главная угроза нашей безопасности – это ЕвроПРО. Но у ПРО есть и космический эшелон; постепенно развертывается морская составляющая этой системы. Есть и другие угрозы», – поясняет эксперт. «В сложнейшей международной обстановке нет простого ответа на комплекс угроз. Комплексные угрозы можно парировать только комплексом мер, мерами асимметричного характера, и прежде всего не военными. Вместе с Китаем, вместе с Индией, вместе с исламскими странами и нашими союзниками по ОДКБ», – полагает Ивашов.

 

Китай сегодня, кстати, тоже отреагировал на прошедшее в Брюсселе заседание Совета Россия – НАТО. Как заявил на брифинге официальный представитель МИД КНР Хун Лэй, слова которого приводит ИТАР-ТАСС, Китай надеется, что вопрос о размещении ПРО в Европе будет решен между Россией и НАТО на взаимовыгодной основе с учетом сохранения стратегического равновесия в мире.

 

«Вопрос о ПРО затрагивает проблему стратегического равновесия во всем мире, а также имеет отношение к взаимному доверию между крупными государствами в сфере стратегической безопасности», – сказал дипломат. «Мы обратили внимание на выраженный недавно Россией протест относительно размещения США и НАТО систем ПРО в Европе, а также на заявление России о ее готовности продолжать обсуждение этой проблемы с США и НАТО», – сообщил представитель китайского внешнеполитического ведомства. «Надеемся, что стороны продолжат консультации по этому вопросу и будут в полной мере уважать и учитывать озабоченности друг друга в сфере безопасности, на взаимовыгодной и взаимоприемлемой основе урегулируют соответствующие вопросы в целях сохранения стратегического баланса сил в мире», – подчеркнул Хун Лэй.
Exit mobile version