Рыночное рабовладение
Нам говорят, что мигранты есть во всех благополучных странах с низкой рождаемостью. Это вранье. В Японии их, например, нет. Перефразируя Андерсена, в Японии все жители японцы и даже дворник — японец. При этом население Японии сокращается со скоростью 200 тыс. человек в год, а пенсионеры составляют 23,3% населения. Ну и? Страна перенаселена, если в ней будет жить не 130 млн, а 120, небо не рухнет. Мне скажут, что низкая рождаемость при длительной старости есть одна из причин японской стагнации. Ответ: нам бы такую стагнацию. Нам говорят, что в России из-за убыли населения нехватка рабочих рук. Вот вы мне физически объясните — это как? В начале XIX в. в России жило 36 млн чел. Тогда что, не хватало 100 млн? Очевидно, что если население уменьшается, то уменьшается не только количество рабочих рук, но и потребность в этих руках.
Предположим, через полвека в России будет жить 120 млн чел. вместо 140. Да, это нехорошо, Россия не Япония, перенаселенной нашу страну, спасибо Сталину, ГУЛАГу и революции, нельзя назвать. Но что лучше — 120 млн русских или 240 млн, из которых 120 млн таджиков? Тип хозяйства, который сейчас складывается в России, хорошо известен в истории. Это — рабовладельческое хозяйство.
У нас с этим термином большая путаница, потому что еще в школе всех учили, что сначала было рабовладение, потом феодализм, а потом капитализм, и на знаменах Спартака было написано: «Вперед к феодализму, светлому будущему человечества».
На самом деле рабы бывают в самых разных обществах и составляют, видимо, один из первых типов собственности, появившийся еще у первобытных племен (люди и муравьи — единственные виды живых существ, которые имеют специализированные армии и рабов), но есть вполне специфический тип рабовладельческого хозяйства — это хозяйство, работающее на рынок. В этом хозяйстве рабов очень много, и они заменяют машины.
Именно так были устроены римские поместья или американский Юг. Суть обширного римского имения III в. н.э. в том и заключалась, что это хозяйство существовало не в рамках патриархальной экономики (где два-три раба вместе с хозяином пахали бы поле), а в рамках обширного рынка, на котором продукция тысяч рабов находила спрос. Последствия подобного рыночного использования рабов для культуры всегда катастрофические, по одной простой причине — рабов, как капитала, не может быть слишком много. Число рабов перегоняет или становится сопоставимо с числом свободных, а дальше происходит неизбежный крах.
Я не знаю, был ли кто-нибудь из моих читателей на островах Карибского моря. Это очень поучительное зрелище. Это благословенный климат и благословенная земля, которая была открыта европейцами и ими же заселена рабами, которые возделывали плантации сахарного тростника — самого ходового рыночного товара тех дней.
Сейчас белых там нет. (Кое-где понемногу заселяются обратно на отдых.) Где-то их вырезали, как на Гаити в 1804-м, где-то они уехали сами, как с Барбадоса в 1930-х, когда их оттуда стали выживать примерно теми же методами, которыми русских выживали из Чечни, потому что нет ничего страшнее рабовладения, и только одну душу оно развращает сильнее, чем душу господина — душу самого раба. Еще поучительнее ситуация была в Римской империи. Римскую империю, начиная где-то с III века н.э., постигает «обезлюдивание», такое же относительное, как в России. (Настоящее обезлюдивание началось после вторжений гуннов в V веке и голода и эпидемий в VI.) Связано оно было отчасти с примитивной системой велфера: в Риме, Антиохии, Константинополе черни раздавали хлеб, поэтому трудились — рабы.
Образованные римляне создали веротерпимую цивилизацию и изысканную стоическую философию. А рабы увлекались религиями для униженных и оскорбленных, и в один прекрасный момент императоры проснулись и обнаружили, что в городе Риме христиане составляют большинство. Все достижения веротерпимой античности были сметены новой религией рабов и варваров, и Европа на тысячу лет погрузилась во тьму.
Основная особенность рабского капиталистического хозяйства очень проста. Оно не нуждается в машинах. Оно нуждается в рабах. Рабы и инновация — вещи противоположные. Если у вас в хозяйстве жернов для выжимки масла вращают рабы, вам не нужна паровая машина, и даже осел вам не нужен. Если у вас в магазине за кассой стоят рабы, то новая электронная система, при которой берешь товар с полки и сам учитываешь его сканером, вам не нужна — рабы дешевле. Более того, рабы и модернизация несовместимы, рабы сложными электронными системами пользоваться не умеют.
Это я все к тому, что процессы, происходящие в России, нельзя рассматривать просто с точки зрения «рынка труда» и кто чье рабочее место занял.
Ее можно и нужно рассматривать как сознательную политику авторитарного правительства, заинтересованного а) в максимизации прибыли правящего сословия, на которое работают рабы, б) в развращении всего остального населения для создания системы госзависимости.
В краткосрочном плане эта политика действительно укрепит власть Кремля. В долгосрочном она приведет к тому, что нас постигнет участь белых на Барбадосе. И на руинах Большого театра ваххабиты будут жечь книги Пушкина.