Русский в отрыве от реальности. Как Россия и Украина совместно не решают языковой вопрос
И этот новый опыт непосредственного восприятия оказался весьма полезным.
Общественный украино-российский форум «Взаимодействие-2013» проводился в рамках VII Международного фестиваля русской культуры в Крыму «Великое русское слово».
Надо отдать должное организаторам в целом и конкретно председателю Постоянной комиссии ВР АРК по культуре Сергею Цекову, ответственному за мероприятие: «Великое русское слово» – это действительно грандиозное событие, грамотно и хорошо организованное.
Посудите сами, организаторами и партнёрами фестиваля значатся Верховный Совет и Совет министров Крыма, правительство Москвы, фонд «Русский мир», Международный совет российских соотечественников, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, движение «Русское единство», фонд «Русский мир» и т.д. Всего у фестиваля 14 организаторов и партнёров.
За неделю с небольшим только в Крыму проводится около 50-ти мероприятий: от пушкинских литературных чтений до концертных программ, от тематических театральных постановок до международных научно-практических конференций, от праздников русской книги до творческих встреч писателей с читателями…
Украинские и российские филологи, лингвисты, писатели, театралы с удовольствием встречаются в летней Ялте. «Великое русское слово» — самый масштабный фестиваль русской культуры на Украине.
Не скрою, что все концерты-чтения-научные конференции прошли мимо меня, в силу того, что в Ялту я приехала исключительно на форум «Взаимодействие». Это центральное событие фестиваля, собирающее политиков, журналистов и экспертов из разных городов Украины и России. Проведение форума в Ливадийском дворце, том самом, где встречались Сталин, Рузвельт и Черчилль, безусловно, придаёт всему чувство важности и монументальности.
Да, в начале было интересно послушать докладчиков, которые говорили о том, где и какие русскоязычные школы на Украине были закрыты за последнее время, насколько уменьшился ареал использования русского языка в силу естественной убыли населения в крупных городах Юго-Востока Украины (Днепропетровск, к примеру, занимает первое место в мире по депопуляции) и закрытия соответствующих кафедр в странах Восточной Европы.
Но к третьему часу выступлений, если честно, стало просто скучно, если такое слово вообще можно применить к подобного рода мероприятиям.
А когда я в десятый раз услышала, что в происходящем виноваты «националисты, нацисты, неонацисты и коричневая чума», — на минутку пришлось даже выйти из зала.
По аллеям Ливадийского дворца прогуливались журналисты в ожидании «подхода к прессе» ключевых спикеров форума.
Судя по выражениям их лиц и после краткого общения, смею предположить, что негативная повестка дня, состоящая исключительно из констатации печальных фактов, не способствует созданию интересных и читабельных новостей.
Попробуйте наугад открыть любую статью о форуме : «состоялось, выступили, укрепление сотрудничества между странами, недопущение профашистских идей» и т.д. и т.п.
Набор клише и дежурных фраз.
Конечно, представителям Партии регионов (в данном контексте — руководству Крыма и организаторам форума в одном лице) тяжело честно описывать ситуацию, да и невозможно, с учётом того, как работает иерархия власти на Украине. Официально у нас все евроинтеграторы, а потому вряд ли вслух признают, что развитие и укрепление русского языка напрямую зависит от внешнеполитического выбора Украины. И никаких других вариантов его «развития и укрепления» просто не существует.
Поэтому большая часть выступлений сводится к анализу того, как всё началось в 2004-м и что имеем на сегодняшний день. Потому и журналисты особо «не парятся» и пишут новости «о недопущении национализма», как под копирку.
К сожалению, не говорят о дне завтрашнем и российские депутаты и эксперты, предпочитая озвучивать списки совместных мероприятий как результат проделанной работы.
А именно от россиян хотелось услышать, наверное, уже всем ясный тезис: без Евразийской интеграции русский язык на Украине так или иначе превратится в один из национальных языков, наряду с болгарским, молдавским, а в будущем, возможно, румынским и венгерским. И никакие фестивали русской культуры не помогут.
Просто выходит парадоксальная ситуация, при которой судьба русского языка обсуждается в отрыве от его носителей и судеб их регионов.
Для жителей Харькова, Одессы, Днепропетровска, Крыма русский язык — это язык науки, промышленности, бизнеса и культуры. Русский язык — всего лишь один из элементов общего пакета развития региона.
А у нас выходит, что филологи отдельно, русский язык отдельно, а интеграция и будущий Союз вообще как будто ни при чём.
Если угроза фашизма так реальна — давайте уйдём в подполье со всеми присущими ему методами. Если мы твёрдо держим курс на Европу — тогда не пеняйте на националистов, они-то как раз свой украинский язык прекрасно защищают, есть чему поучиться.
Но такая конкретика, наверное, плод моего воображения и некоторой усталости от того, что пластинку повестки дня явно заело.
Тезис о неизбежности евразийской интеграции для сохранения русского языка через развитие русскоязычных регионов на форуме озвучил шеф-редактор проекта «Однако.Евразия» Семён Уралов. Но выступавший следующим директор Института стран СНГ Константин Затулин раскритиковал такую однозначность: мол, какая Евразия с Казахстаном, надо строить славянский мир Украины, России и Белоруссии.
На этом моменте я и зависла окончательно.
Как минимум, потому что не знала, что параллельно с Евразийским союзом россияне и славянский поднимать думают. Или только Затулин думает?
Украинских политиков, приехавших на форум, я понять могу.
Украинская сторона вынуждена лавировать между своей принадлежностью евроинтеграционной Партии регионов, желанием (и часто довольно искренним) защитить русский язык и невозможностью озвучить тезис о необходимости интеграции с Россией в рамках нового Союза. И весь этот замес происходит на фоне вялотекущей борьбы с национализмом как мощным оправданием.
А сами россияне, которые прекрасно знают, как обстоят дела с русским языком на Украине, приезжают на такие солидные мероприятия без чёткого посыла: «с какими политическими процессами связана судьба русского языка?» И помимо Таможенного и Евразийского союзов, вдруг заявляют о славянском мире.
Конечно, репортёры даже не собираются разбираться в таком хитросплетении и курят в ожидании протокольных заявлений.
Подчеркну, что фестиваль «Великое русское слово» — потрясающее событие, неделю будоражащее Крым.
Но в то же время оно и дорогостоящее, а, следовательно, должно приносить некоторый результат, по крайней мере, в политической своей части. Но большей частью, на мой взгляд, это зависит от российской стороны, которая должна приезжать на форум с тезисами завтрашнего дня. Если россиянам, конечно, действительно хочется сохранить русский в качестве развитого международного языка, и на Украине в том числе.
Иначе стенания о дне сегодняшнем заглушают здравый смысл происходящего. Всё-таки для представителей моего поколения вопрос «Что делать?» куда предпочтительнее разборок «Кто виноват?»