Россия выставила ВТО тройку
Несмотря на упорство, проявляемое представителями неолиберального блока российского правительства, трезвое понимание целей и задач, стоящих перед экономикой страны в условиях кризиса, похоже, все-таки возобладало над прозападной идеологической ориентацией его отдельных представителей. Выступая во вторник в Москве по итогам заседания Высшего органа таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, премьер-министр Владимир Путин сделал заявление о том, что Российская Федерация, Республика Белоруссия и Республика Казахстан завершают формирование единого таможенного пространства и прекращают самостоятельные переговоры о вступлении в ВТО.
Справка КМ.RU: Создание единого таможенного пространства, в частности, позволит нашим финансовым организациям получить доступ на рынки Белоруссии и Казахстана. Россию интересует также продвижение продукции легкой промышленности, машиностроения (особенно транспортного) и электроники. Решения о согласовании тарифов будут приниматься не единым наднациональным органом, а синхронизироваться (согласовываться сторонами) после их одобрения на национальном уровне. После создания единой таможенной территории Россия, Белоруссия и Казахстан смогут двигаться к построению единого экономического пространства. |
С этого момента переговоры со структурами ВТО будут идти в трехстороннем формате на базе согласованного подхода. Конечно, формально это еще не означает, что российское руководство полностью сворачивает переговорный процесс и окончательно отказывается от вступления в эту организацию, членство в которой, по мнению многих ведущих экспертов в этой сфере, нанесет сильный удар прежде всего по российскому среднему и малому бизнесу, сельскому хозяйству, автопрому.
Тем не менее, теперь решение вопроса о вступлении России в ВТО, скорее всего, будет отложено в долгий ящик с самыми туманными перспективами (и, заметим от себя, слава Богу). А главный внешнеполитический акцент отныне будет сделан на интеграцию на постсоветском пространстве. Поскольку, по мнению главы правительства РФ, именно переговорный процесс о вступлении России в ВТО во многом стал фактором сдерживания интеграционных процессов между постсоветскими государствами.
Заявление Владимира Путина было приурочено к окончанию процесса согласования своего рода «дорожной карты», которая предполагает четкое определение этапов и конкретных сроков формирования единой таможенной территории. Как известно, таможенный союз начинает функционировать с 1 января 2010 года (когда вступит в силу единый таможенный тариф).
«Нашим общим приоритетом остается вступление наших стран в ВТО, мы это подтверждаем, но уже как единого таможенного пространства, как таможенного союза, а не отдельно каждой страны», – сказал Путин. Хотя практически ни у кого нет сомнений в том, что если Россия уж в течение 16 лет (!) в одностороннем порядке не смогла договориться с Западом о приемлемых условиях своего членства в этой организации, то решить этот вопрос втроем и «по-быстрому» уже точно вряд ли удастся. Комментируя создание единого таможенного союза и новый формат переговоров во вступлении в ВТО, президент Дмитрий Медведев по этому поводу справедливо заметил, что «процесс затянулся и в последние годы больше похож на кормежку обещаниями».
Лучше действительно не скажешь. Если воспользоваться образным выражением белорусского лидера Александра Лукашенко (правда, сказанным по другому поводу), транснациональные корпорации были и остаются главными лоббистами включения России в ВТО, «хотели взять ее голенькой и голыми руками». Не испытывая никакой симпатии к перспективе включения нашей страны в организацию, главной задачей которой является «взламывание» национальных рынков ради обеспечения торговой экспансии со стороны корпораций, представляющих страны «золотого миллиарда», следует признать, что Запад сам виноват в провале переговоров проекта по втягиванию России в эту геоэкономическую авантюру.
В конце концов, эту перспективную (с точки зрения интересов Запада) затею архитекторов ВТО погубило желание получить от России все и сразу. В результате они так и не смогли воспользоваться услугами своей пятой колонны лоббистов в России, которые прикладывали просто отчаянные усилия к тому, чтобы Россия сняла все торговые барьеры на пути импортируемых в нашу страну товаров и услуг. В частности, вступление во Всемирную торговую организацию, несмотря на многочисленные предупреждения со стороны целого ряда авторитетных экономистов, выступавших в т. ч. и на страницах портала KM.RU, о возможных неблагоприятных последствиях такого шага, до недавнего времени было одним из любимых фетишей экономического блока правительства, представители которого активно пропагандировали идею о том, что снятие всех торговых барьеров и ограничений повысит конкурентоспособность российских товаропроизводителей и создаст условия чуть ли не для мировой экспансии отечественных товаров и услуг.
Между тем саму целесообразность присоединения нашей страны к этой организации никто обществу убедительно так и не доказал. Более того, лоббисты ВТО фактически скрывали от широкой общественности (да и от высшего политического руководства тоже) те крайне негативные последствия, которые ожидают нашу страну после присоединения к ВТО. В прессу время от времени подбрасывалась лишь выборочная статистика «бонусов», которые, мол, получит Россия. Зато о более чем вероятных потерях лоббисты, разумеется, умалчивали.
Однако экономический кризис и вызванное им падение производства в глобальном масштабе внесли серьезные коррективы в планы сторонников присоединения России к ВТО. Политика протекционизма и поддержки собственного производства в условиях экономического спада, несмотря на публичную риторику лидеров G-20, повсеместно превращается в доминанту антикризисных мер на национальном уровне. И отрадно, что российское руководство, похоже, сделало окончательный выбор в пользу того единственно верного пути, который позволит нашей экономике преодолеть рецессию и выйти на качественно новую траекторию развития.
Создание единого таможенного пространства как одного из важных элементов постсоветской интеграции в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировала кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра проблем глобализации и интеграции Института экономики РАН Дарья Ушкалова:
– Дело в том, что эта стадия интеграции предваряет создание единого экономического пространства и формирование общего рынка. Объединение внутренних рынков дает целый ряд выгод участникам этого проекта. Вообще говоря, при высоком уровне развития производительных сил необходимо наличие емкого рынка сбыта, по крайней мере, если мы говорим о производстве достаточно сложной продукции. Оно не может быть рентабельным, если рынок сбыта составляет, скажем, всего 10 млн человек (и даже 140 млн человек, как в России). По имеющимся научным данным, для развития такого сложного производства необходимо иметь рынок сбыта объемом в 300 млн человек. Соответственно, без этого Россия как субъект мировой экономики теряет ряд конкурентных преимуществ.
Тенденция к созданию интеграционных группировок и регионализации прослеживается на протяжении последних 50 лет. Глобальный кризис обострил те проблемы, которые имела Россия еще до его наступления. Основная дилемма состоит в том, что либо мы пытаемся войти в мировое хозяйство единолично, либо пытаемся это сделать вместе с нашими партнерами на постсоветском пространстве. В условиях кризиса вопрос о том, какую модель мы в итоге выбираем, обострился. Другое дело, что история с созданием таможенного союза с участием России, Казахстана и Белоруссии началась не вчера. А с Белоруссией мы интегрируемся уже даже не десятилетие. С Казахстаном этот процесс начался несколько позже, но на этом пути были достигнуты серьезные результаты.
Уровень согласования таможенных тарифов между Россией и Белоруссией в последние годы колеблется в районе 98%. А аналогичный уровень согласования с Казахстаном до последних договоренностей превышал 65%. Сейчас Владимир Путин заявил о том, что уровень согласования тарифов в рамках всего таможенного союза составляет 98%. Так что нам, с одной стороны, не так уж много осталось пройти на пути к созданию полноценного таможенного союза. С другой стороны, в этом процессе есть и определенные сложности. Последний шаг не так просто сделать, как кажется. Однако для этого все имеются существенные предпосылки. Например, между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже функционирует зона свободной торговли. Т. е. товары из этих стран поставляются на их рынки в беспошлинном режиме. Более того, зона свободной торговли существует и в рамках СНГ в целом. Другой вопрос, что само по себе зона свободной торговли является первой и неустойчивой стадией интеграции. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.
Допустим, вы производите какой-то товар, для чего закупаете сырье в западных странах. В зависимости от того, какая пошлина на это сырье установлена в вашей стране, и будет во многом определяться конечная себестоимость этого продукта. Но в рамках зоны свободной торговли он обращается беспошлинно, и его конкурентоспособность определяется таможенным тарифом той страны, в которой он был произведен. Например, Украина сейчас вступила в ВТО и снизила импортные пошлины по значительной части номенклатуры товаров. И у России в связи с этим уже возникли проблемы, поскольку украинские товары беспошлинно поставляются на территорию РФ, но они произведены из сырья, которое обходится украинским производителям готовой продукции существенно дешевле, чем в России. Поэтому логика развития зоны свободной торговли неизбежно приводит к созданию таможенного союза, т. е. к выравниванию таможенных тарифов на импортные товары для всех стран, входящих в него стран. Соответственно, таможенное оформление товаров, поступающих из третьих стран, также выносится на периметр внешних границ таможенного союза, и возникает единая таможенная территория.
Поэтому если мы хотим обеспечить конкурентную среду в рамках таможенного союза, то другого пути не существует. Практика показывает, что неразвитая зона свободной торговли не может сохраняться в течение достаточно длительного периода времени. Она либо преобразуется в таможенный союз, либо просто распадается в связи с возникшими противоречиями и столкновением интересов национальных производителей.
Справка КМ.RU: Создание единого таможенного пространства, в частности, позволит нашим финансовым организациям получить доступ на рынки Белоруссии и Казахстана. Россию интересует также продвижение продукции легкой промышленности, машиностроения (особенно транспортного) и электроники. Решения о согласовании тарифов будут приниматься не единым наднациональным органом, а синхронизироваться (согласовываться сторонами) после их одобрения на национальном уровне. После создания единой таможенной территории Россия, Белоруссия и Казахстан смогут двигаться к построению единого экономического пространства.