Россия всегда будет рядом — этот выбор гораздо серьезнее любого «вектора»
В России состоялись выборы президента. Ожидания противников «режима Путина» и представителей «мировой прогрессивной общественности» не подтвердились: массовых протестов ни в Москве, ни в регионах не случилось ни в день голосования, ни в последующие.
Наблюдатели признали: нарушения при голосовании, имевшие место в разных регионах страны, существенным образом на выбор россиян не повлияли. Выборы были беспрецедентно открытыми даже по меркам европейских стандартов, а наличие на абсолютном большинстве избирательных участков камер наблюдения засвидетельствовало стремление «режима» даже опережать технически вооруженную Европу.
Представителей от ОБСЕ и ПАСЕ смутил предсказуемый исход голосования. Основные претензии свелись к перекосам в освещении деятельности одного из кандидатов, завышенным требованиям к регистрации кандидатов, отсутствию реальной конкуренции. Это позволило им сделать вывод о несправедливом характере российских выборов. Такую точку зрения высказал специальный координатор миссии наблюдателей Тони Пикула: «По нашей оценке, эти выборы были несправедливыми, несмотря на некоторые инновации в электоральной системе».
Миссия СНГ, наоборот, пришла к выводу, что президентские выборы в РФ прошли в полном соответствии с российским законодательством, были прозрачными и конкурентными. Общее мнение выразил ее глава Наурыз Айдар: «Налицо высокая политическая активность институтов гражданского общества, всех участников выборного процесса, беспрепятственное проведение ими митингов и собраний, оперативное реагирование органов власти России на их предложения, направленные на совершенствование национального выборного законодательства».
Украинская делегация наблюдателей была представлена в частном порядке парой депутатов от Партии регионов да главой Центризбиркома. То ли россияне не пригласили, то ли мы сами отказались — понять из невнятных комментариев украинских депутатов и представителей гражданского общества, почему так получилось, весьма сложно. Скорее всего, речь идет о нарастающем взаимном недоверии украинских и российских политиков, что может серьезно повлиять на дальнейшее развитие двусторонних взаимоотношений.
Официальный Киев отреагировал на избрание Владимира Путина традиционно. Президент Виктор Янукович и Премьер-министр Николай Азаров одними из первых поздравили избранного президента России, пожелали Владимиру Путину крепкого здоровья, плодотворной работы на благо народа России на высокой и ответственной должности, выразили уверенность, что двусторонние отношения будут развиваться в атмосфере взаимопонимания и стратегического партнерства.
Признали выборы россиян во всех европейских столицах. Канцлер ФРГ Ангела Меркель лично поздравила Владимира Путина, засвидетельствовав особые отношения двух стран. Учитывая роль Германии в Европейском Союзе, можно предположить, что процесс налаживания более тесного сотрудничества объединенной Европы с Россией будет продолжаться более интенсивными темпами.
Скрипя зубами, готовность развивать сотрудничество с избранным президентом России продемонстрировал Государственный департамент США. Администрация президента Барака Обамы поздравила россиян с прошедшими в стране выборами и призвала власти расследовать «многочисленные сообщения о нарушения в ходе голосования».
Во всяком случае, Россия подтвердила свой статус одного из мировых лидеров, с мнением которого вынуждены считаться все. Можно предположить, что после 4 марта Кремль для меняющегося мира станет более предсказуемым, хотя и менее готовым на уступки в наиболее принципиальных геополитических вопросах. Одним из таких приоритетов Владимир Путин назвал Содружество Независимых Государств. В этом контексте отношения с Украиной будут занимать особое место. Видимо, следует ожидать предельной прагматичности сторон при подходе к решению наиболее важных вопросов. К сожалению, рассчитывать на бесконечные дружеские уступки, как это было в старые добрые времена начала нулевых, Киеву не приходится. Сами постоянно твердим: «Дружба, дружбой, а табачок врозь».
Надо согласиться, что определенная часть украинского истеблишмента испытывает горькое разочарование итогами выборов в России. Всю предвыборную кампанию в России практически вся украинская оппозиция, а также кое-кто из представителей правящей партии провели в ожидании невозможного. Никто из политиков не верил в то, что в Кремль может войти кто-либо другой, кроме Владимира Путина, но, тем не менее, засветиться противниками «авторитарного кремлевского режима» предпочла значительная часть украинских политиков. И если понять крайних радикалов из «Свободы» и даже национально озабоченных из «Батькивщины» еще можно — у них такая планида: «бодаться» с «имперскими амбициями северного соседа», то выпады отдельных представителей Партии регионов вызывают изумление.
Особую роль в накале «антипутинских» страстей сыграли отнюдь не оппозиционные украинские телеканалы, а прежде всего Первый национальный и «Интер». Все вроде бы все правильно, свобода слова и демократия не признают запретных тем. Печально лишь, что многие острые проблемы, касающиеся коррупции и злоупотребления властью, ставшие настоящим бичом Украины, здесь обходят стороной. Зато поучить соседей, как надо жить, пренебрегая всякими нормами добрососедства — всегда пожалуйста!
В этом плане особо пикантным является то обстоятельство, что главными модераторами антипутинской риторики на украинском телевидении стали журналисты, по определению не наделенные правом выражать чаяния украинцев. Ни ведущий на Первом национальном Савик Шустер, ни его коллега на «Интере» Евгений Киселев не являются гражданами Украины, и свою судьбу с этой страной вряд ли намерены связывать. Им по большому счету все равно, кто в этой стране президент, и куда ведет несчастных граждан властная элита. Была бы плата за «свободу слова» соответственная.
Тем не менее, именно эти средства массовой информации стали трибуной антипутинской пропаганды. Представители российской оппозиции, которую даже на родине называют маргинальной, стали героями многочасовых интервью. Они наслаждались бессмысленной риторикой друг друга, убеждали украинского зрителя в том, что представляют серьезную силу в России, записываясь в закадычные друзья независимой Украины. Но как только речь заходила о национальных интересах украинского государства, тут же изрекали мысли, вызывающие шок у зрителей.
Российское телевидение, которое мы почему-то представляем недемократичным, в ходе нынешней предвыборной кампании продемонстрировало куда более высокий уровень профессионализма, а спектр мнений в программах всех российских каналов был гораздо более широким, чем в любом «свободном эфире» в Киеве. Попробуйте сравнить программу Владимира Соловьева, Александра Гордона или Максима Шевченко с тенденциозными и вялотекущими монологами Евгения Киселева и почувствуйте разницу!
Закрывшись в своей скорлупе, мы уверовали, что соседняя страна — это «медведь, спать рядом с которым спокойно нельзя». Мы, мол, давно превзошли Россию в развитии демократии, у нас полная интеграция в Европу, и нам искренне жаль подверженных старорежимному мышлению россиян.
Выборы в России показали, что это далеко не так. Гражданское общество всколыхнуло общественный строй, на улицы вышли миллионы людей, искренне желающих перемен. И каким бы «диктатором» ни представляли бы оппозиционеры у нас и в России Владимира Путина, в отсутствии четко выдержанного и разумного подхода к реалиям сегодняшнего дня его не упрекнешь. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Объявлено о реформе избирательной системы, будут введены мажоритарные округа для депутатов Думы, губернаторов планируют не назначать, а избирать. Путин предложил широкую программу социальных реформ, и выполнять ее он будет. Мешали бы ему в этом поменьше…
Россия всегда будет рядом — этот выбор гораздо серьезнее любого «вектора», назначенного 226 голосами в Верховной Раде. Мы должны быть заинтересованы в сильной и демократической соседке. Ну, а если кому-то больше нравится политика в стиле «Фемен», можете посмотреть ролики в Интернете и в последней программе Савика Шустера. Согласитесь, странная это политика, когда плохо вменяемые девушки, пусть даже с привлекательными формами, врываются в студию и диктуют свой взгляд на мир при помощи слов и действий, не принятых в приличном обществе.
Такая политика называется по-другому. Полагаю, вы прекрасно знаете как.