Россия впервые за год не потеряла капитал
Чистый отток капитала из России близок к нулю, и в июне даже он сменится небольшим притоком денег в страну, заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.
«Факт в том, что тенденция на снижение оттока капитала наблюдалась в последние четыре месяца и в итоге, похоже, в июне он вышел на цифры, близкие к нулю», — отметил министр. По его словам, МЭР даже сможет скорректировать в сторону уменьшения свой более ранний прогноз, согласно которому из России за год уйдет 25 млрд долларов.
По итогам 2011 года отток капитала из России составил 80 млрд долларов. На возврат международных кредитов российскими компаниями из этой суммы приходится 43 млрд долларов, остальное — классическое бегство денежных средств из страны.
Деньги утекают из страны уже давно, устойчивая тенденция сложилась в середине прошлого года. Продолжалось бегство и в первые пять месяцев этого года. Так, в начале мая Банк России признал, что вывод капитала частным сектором России в первом квартале этого года составил 35,1 млрд долларов против 19,8 млрд долларов за аналогичный период 2011 года.
В конце мая зампред ЦБ Алексей Улюкаев объявил: «Мы уже имеем чистый отток капитала в 42 миллиарда долларов. Даже если будет приток капитала в ближайшем будущем, результат по году будет отрицательным».
Размер притока-оттока капитала, как и во многих других вычислениях, сильно зависит от методики подсчета, а наличие в современной экономике таких образований, как офшорные фонды, делает этот подсчет более сложным, отмечает управляющий директор инвестиционной компании «Трейд-портал» Павел Филиппенков. Он приводит такой пример: деньги были выведены из России в офшор, затем на них были куплены акции «Газпрома» — в этой схеме нереально корректно подсчитать, сколько капитала ушло из страны, а сколько вернулось.
Нулевой отток в июне может быть связан с тем, что Центральный Банк держит учетную ставку на достаточно высоком уровне по отношению, например, к ставкам европейских центральных банков. И этим фактором пользуются спекулянты, зарабатывая операцией ввода-вывода денег (carry trade), что, в свою очередь, приводит к притоку капитала в Россию, отмечает Филиппенков. Но приходит этот капитал не в виде прямых инвестиций, подчеркивает он.
Статистика Банка России показывает, что основным фактором притока капитала стало сокращение российскими банками их иностранных активов, а также рост их пассивов, считает аналитик УК «Allianz РОСНО Управление активами» Ариэл Черный. По его словам, чистый вывоз капитала прочими секторами составил во втором квартале 21,1 млрд долларов против 24,2 млрд в первом квартале. Банки же в первом квартале вывели из страны 9,7 млрд долларов, а во втором — привлекли 11,6 млрд.
Такие показатели связаны с тем, что, во-первых, рынок иностранных кредитов в 2012 году снова открылся для российских заемщиков, в то время как всю вторую половину 2011 года наши компании, фактически, не имели доступа к мировым рынкам капитала. Во-вторых, с выплатой российскими компаниями дивидендов своим офшорным владельцам, а для этого снимаются деньги с зарубежных счетов и, формально, сокращаются чистые иностранные активы банков, объясняет Ариэл Черный. Он отмечает, что по мере того, как сезон дивидендных выплат подойдет к концу, отток капитала может возобновиться, хотя, вероятно, уже в меньших объемах, чем ранее.
Пока у Центрального банка стоит задача борьбы с инфляцией, учетная ставка ЦБ будет высокой, на уровне сегодняшней — 8%, и это позволит сложившейся ситуации сохраняться, то есть в Россию будут приходить деньги кэрри-трейдеров, считает Филиппенков. Сейчас приток таких денег позволяет балансировать отток, вызванный политическими рисками, по причине которых нерезиденты выводят средства из страны. Все будет зависеть от того, что перевесит. В итоге, скорее всего, прогнозирует Филиппенков, показатель за год будет отрицательный, то есть из России уйдет примерно 9–10 млрд долларов.
Помимо политических рисков в России и общей нестабильности на мировых финансовых рынках, на величину притока или оттока капитала существенное влияние оказывает цена на нефть.
«К сожалению, цены на нефть давно оторваны от реального спроса на нее, и спекулянты успешно манипулируют этим», — полагает Филиппенков. Тем не менее, он не ожидает дальнейшего снижения цены нефти, так как в мире наблюдается рост спроса на сырье, поскольку экономики, прежде всего США, медленно, но все же начинают восстанавливаться. Поэтому на длинном отрезке времени цены будут постепенно увеличиваться. ОПЕК же, в свою очередь, тоже не даст марке Brent упасть ниже 80 долларов за баррель, резюмирует он.