Россия вернёт боевые железнодорожные ракетные комплексы
Россия вернётся к производству боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Новые опытные образцы могут быть созданы до 2020 года, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на слова высокопоставленного представителя российского военно-промышленного комплекса (ВПК).
— Сейчас уже ведутся опытно-конструкторские работы, которые могут быть завершены созданием опытных образцов до 2020 года. Соответственно после этой даты эти ракетные комплексы могут поступать на вооружение Ракетных войск стратегического назначения.
БЖРК впервые в мировой практике были созданы в СССР в начале 80-х годов. Благодаря разветвленности российских железных дорог комплекс обладал повышенной живучестью и имел все шансы уцелеть после нанесения противником первого удара. Каждый БЖРК был способен, не обнаруживая себя, преодолевать порядка 1,5 тысяч км в сутки и запускать ракеты из любой точки маршрута, в том числе и с электрифицированных железных дорог, поскольку имел специальное устройство закорачивания и отвода контактной сети. При этом БЖРК выглядели как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов.
Всего было развернуто три дивизии – под Костромой, Пермью и в Красноярском крае, по четыре полка в каждой.
Для США БЖРК представляли даже большую опасность, чем «Сатана». Американцы делали все возможное для того, чтобы железнодорожные комплексы были сняты с вооружения РВСН. Окончательный приговор им вынесло соглашение по СНВ-2. В июне 2003 года был уничтожен первый поезд стратегического назначения. В 2005 году советский БЖРК был полностью снят с вооружения. Новый договор СНВ-3 не запрещает создание новых ракетных комплексов – это касается и БЖРК.
Действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, ветеран РВСН Юрий Зайцев, которого цитирует «Интерфакс», полагает, что боевые железнодорожные ракетные комплексы существенно усилят боевой потенциал Ракетных войск стратегического назначения:
— Возможно ли сегодня воссоздать БЖРК? Несомненно! Наземная его инфраструктура в большой степени, по-видимому, сохранилась. По мнению бывшего командующего Костромской ракетной дивизией БЖРК генерал-майора Виктора Шмонова, новый боевой железнодорожный ракетный комплекс может быть вооружен «Тополем-М» или, еще лучше, «Ярсом», который способен нести сразу четыре боезаряда.
На создание нового комплекса понадобятся не один год и немалые финансовые затраты, но обеспечение безопасности страны того стоит.
Большие надежды, возлагавшиеся на развитие российско-американских отношений после подписания Договора СНВ-3, не оправдались. Провозглашенное американским руководством стратегическое партнерство оказалось декларативным. Разработка нового договора о еще более глубоком сокращении наступательных вооружений крайне маловероятна. В этой связи более рациональным представляется создание вооружений, призванных обеспечить безопасность России.
Дальнейшее сокращение числа стратегических средств РФ, с одной стороны, резко повышает вероятность обезоруживающего удара по ним, с другой – снижает возможность ответного удара при наличии глобальной ПРО США.
В этой связи важно воссоздание боевых железнодорожных ракетных комплексов. Это будет, наряду с новой тяжелой жидкостной ракетой, эффективное оружие сдерживания амбиций и агрессивных планов американских военных. Это станет реальным фактором обеспечения ответного удара в случае агрессии против России. Одним только мобильным «Тополям» и «Ярсам» с этой задачей не справиться.
Кроме того, эксперт заявил, что теперь, благодаря растущему бюджетному финансированию, появилась надежды, что БЖРК «вновь вернутся на боевое патрулирование». Зайцев напомнил также, что когда американцы планировали создать нечто подобное, они провели специальные исследования, и выяснилось, что при рассредоточении 25 составов (что более чем в два раза больше количества комплексов, которые имела в 2000 году Россия) на участке железной дороги протяженностью в 120 тыс. км (это намного меньше главного пути российских железных дорог), вероятность поражения одного БЖРК составляет всего 10% при использовании 150 российских МБР типа «Воевода»:
— Добавьте к этому возможность укрытия составов в скальных туннелях на маршрутах дежурства. Во всяком случае, американцам так и не удалось ни разу полностью отследить комплекс на патрулировании. В том числе до и после учебно-боевого пуска ракеты.
Примерно неделю назад командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев в беседе с журналистами в ходе празднования 53 годовщины РВСН, когда речь зашла о БЖРК прямо на вопрос о возможности возрождения комплекса не ответил. Однако он отметил, что хорошо знаком с этим комплексом:
— БЖРК мог проходить по железнодорожной сети страны более 1 млн. км, боевое дежурство на нем шло 21 сутки. Где он в тот или иной момент находится, вероятный противник, как ни силился, понять не мог. Внешне, особенно со спутников, отличить его от обычных товарных или рефрижераторных железнодорожных составов было практически невозможно.
Помню, лет 15 назад, когда эти поезда по просьбе Рональда Рейгана и по решению Михаила Горбачева могли маневрировать только в небольшом позиционном районе, я фотографировал этот состав на станции с условным названием «Василек» под Костромой. Его действительно было очень трудно отличить от обычного. Разве что тянули состав два тепловоза, подпирал его сзади еще один, а некоторые вагоны были сцеплены по два.
Это объяснялось тем, что твердотопливная ракета БЖРК РТ-23УТТХ «Молодец» (SS-24 Scalpel – по международной классификации), созданная в КБ «Южное» в Днепропетровске, могла находиться и в шахтах, и в железнодорожном составе. У нее было 10 боеголовок индивидуального наведения и весила она более 100 тонн, в один вагон никак не помещалась. Вот и приходилось возить ее в двух вагонах. Кроме того, для этого состава укрепляли железнодорожное полотно. У него было специальное приспособление, которое поднимало и отводило в сторону магистральные провода, висевшие над дорогой, для того чтобы можно было поднять и запустить ракету. Это был не просто ракетный поезд, а чудо ракетной техники. Американцы пытались создать такой, но так и не смогли. Поэтому и сделали все возможное, чтобы мы сняли его с боевого дежурства.
Правда, произошло это и по объективным причинам. Украина стала иностранным государством. Делать такие ракеты, как «Молодец», для России она уже не может. Но мечта возродить такой БЖРК на российской производственной базе не исчезает. Если потребуется, мы это сможем сделать. Наши твердотопливные ракеты «Тополь-М», «Ярс» и «Булава» весят гораздо меньше «Молодца», они легко поместятся в один железнодорожный вагон. И новый поезд-«невидимка» или два опять смогут пойти по дорогам России. Но это только предположение.