За время продолжительных российских новогодних каникул стоимость нефти марки «Urals» на «Московской бирже» опустилась до 50 долл. США за баррель, марка «Brent» на бирже «ICE» в Лондоне упала ниже 50 долл. США за баррель, на «Нью-Йоркской бирже» техасская нефть марки «WTI» – рухнула ниже 48 долл. США за баррель. И этот тренд падения продолжается!..
На фоне падения цен на нефть рубль снова продолжил дешеветь по отношению к доллару и евро. На торгах на «Московской бирже» курс доллара расчётами на 8 января 2015 г. составил 63,24 рубля, евро – 74,91 рубля. Таким образом, стоимость бивалютной корзины за первую новогоднюю неделю выросла почти на 7 рублей.
Стартовавший 2015 г. начался погружением России в полномасштабный экономический кризис, который может стать затяжным. Российская экономика сползает в рецессию, рубль девальвируется, доходы населения падают, инфляция вновь вернулась к двузначным значениям, а власти планируют секвестр бюджета.
Кризис стал следствием проводимой властями 20 летней «либеральной политики» – воровства, коррупции, обмана, вылившийся в дефицит доверия и ознаменовавшийся отсутствием реальных реформ – сырьевой основой фундамента экономики. А резкое снижение цен на нефть лишь ускорили падение.
Четкого плана действий для выхода из сложившейся ситуации нет. Нынешние власти предпочитают заливать проблемы тающими на глазах деньгами, как в 2008-2009 гг., и делают ставку на внешний спрос – «рост мировой экономики и цен на нефть: именно они должны вытянуть Россию из кризиса».
Однако, низкие цены на нефть – надолго!
Президент РФ В.Путин 25 декабря 2014 г. одобрил работу своего правительства за 2014 г. Поэтому маловероятным видится отход российской экономики от действующей уже 15 лет модели, основанной на освоении сырьевой ренты, в сторону диверсификации экономики. Для такого поворота необходимы коренные изменения не только в экономической, но и, прежде всего, в политической сфере. Однако реальных, а не декларируемых, шагов в этом направлении руководство страны так и не предприняло, и каких-либо серьёзных причин ожидать чего-то нового в решении вопроса о диверсификации у нас, к сожалению, нет.
По данным Росстата ВВП России в ноябре 2014 г. впервые с октября 2009 г. перешёл в отрицательную величину, снизившись на 0,5 процента к соответствующему периоду прошлого года. Инфляция в середине декабря 2014 г., когда девальвационные ожидания вывели курс доллара и евро к максимумам, поставила абсолютный рекорд, разогнавшись до 1 процента за одну неделю и достигнув 11 процентов с начала года.
Менее чем за месяц, бывшие «шоковыми» сценарии 2015 г. при 60 долл. США за баррель, стали базовыми, и Минэкономразвития РФ пишет уже новые прогнозы, закладывая снижение цен на нефть до 40 долл. США.
Кризис только начинает разворачиваться – основной удар придётся на последующие годы, за пределами которых ожидается либо рецессия, либо длительная стагнация.
Центробанк РФ ждёт, что при цене 60 долл. США за баррель «ВВП может упасть на 4,5 процента в 2015 г. и на 1 процент – в 2016 г., после чего в 2017 г. будет восстановительный рост». Этот прогноз был опубликован до обвала рубля и повышения ключевой ставки ЦБ РФ до 17,5 процентов.
Минфин РФ пересчитывает бюджет на 2015 г., исходя из цены на нефть 60 долл. США за баррель и прогноза падения экономики на 4 процента. Минэкономразвития РФ ожидает спада на 3 процента.
Рассмотрены два сценария: при 70 долл. США и при 50 долл. США за баррель. Сценарии предполагают падение ВВП в 2015 г. от 3 процентов до 8 процентов, падение инвестиций в основной капитал – от 15 до 25 процентов, падение реальных зарплат – от 10 до 20 процентов, курс рубля от 58,5 рубля за доллар до 84,5 в зависимости от варианта.
Со всей очевидностью можно констатировать, что экономика России подошла к сегодняшнему кризису неподготовленной – она ослаблена неэффективным управлением, коррупцией, неудовлетворительной работой государственных институтов.
Экономический рост в России стал затухать ещё в конце 2011 г. и в 2012-2013 гг. экономика продолжила стагнировать, вопреки росту нефтяных цен, в связи с чем можно сделать однозначный вывод о системном структурном характере кризиса.
Санкции и последующее падение цен на нефть лишь только ухудшили проблемы, которые накапливались годами.
Мы к этому системному кризису так шли все предыдущие годы «нефтяного бума». Так или иначе, у нас всё равно были бы проблемы. Это также признал глава Минэкономразвития А.Улюкаев в недавнем интервью «Ведомостям», – что «кризис – это результат недореформированной экономики и непродуманных действий властей».
Отрадно слышать, что отдельные члены правительства стали сами себя линчевать, только «воз и отныне там». Продолжается проводиться прежний «либеральный курс», наносящий урон России и её гражданам. А ответственности за наносимый ущерб никто не несёт.
Любого государственного деятеля можно оценивать только по тому, что он сделал. А вот действующая власть в России, безсменно рулящая страной на протяжении 15 лет, как раз и виновна в этой ситуации. У этой власти было целых 15 лет, причём, просто нереально благоприятных, для того, чтобы создать устойчивую финансовую систему, сделать рубль суверенным.
А что было сделано властью?
– Вывели значительную часть национального дохода в валюту, и эту валюту отдали США, купив долговые расписки Федеральной резервной системы США (ФРС), и Европе, вложившись в евробонды и прочую «пустоту».
– Ещё загнали Россию в корпоративные долги частного и федерального сектора – уже свыше 750 млрд. долларов США.
Это итог, и что бы там не пела пропаганда, это объективная реальность такова, что, нынешняя власть перекладывает свои долги и долги олигархов на каждого гражданина России, увеличивая тарифы на газ, бензин, электроэнергию и др.
Больше на экономико-финансовом фронте у власти никаких достижений нет!
Политика нынешней власти характеризуется полной неопределенностью и непредсказуемостью. Пообещав не повторять конфискацию пенсионных накоплений в 2015 г., власти спустя несколько месяцев тут же нарушили обещание, чтобы «сбалансировать бюджет».
Реагирование на проблемы осуществляется ситуативное, а обострение кризисных явлений в экономике заставляет власти всё чаще включать так называемое «ручное управление».
В результате на новые вызовы власть отвечает старыми мерами, к которым прибегала в предыдущий кризис – докапитализацией банков, раздачей денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и выдачей госгарантий компаниям (олигархам), столкнувшимся с проблемой обслуживания долгов на фоне ограничений доступа к внешнему финансированию.
Такое ощущение, что нет никакого плана. Улюкаев также признавал, что стратегического плана действий у руководства страны нет, а есть только набор «реакций».
У многих граждан России складывается такое впечатление, что у власти нет четкого понимания, что правительство собирается делать… А, что надо делать – давно описано и всем понятно…
Помимо улучшения инвестиционного климата сейчас стоит задача номер один – вернуть доверие к рублю, потому что, какой бы ни был хороший инвестиционный климат, но если нет доверия в валюту, – инвестировать в экономику никто не будет.
Путин на пресс-конференции в 18 декабре 2014 г. сказал, что российская экономика выйдет из сложившейся ситуации года за два, благодаря росту мировой экономики и отскоку цен на нефть, пообещал использовать меры выхода из кризиса 2008 г. и сократить госрасходы, не трогая траты на оборону и социалку…
Ранее власть уже давала обещания об удвоении ВВП, о нанотехнологиях и пр.
А где всё это?
– Забыли уже, – ведь время стирает память.
В расчёте на это, даются и новые обещания, – что через два года об этом никто не вспомнит…
А пока Минфин РФ подсчитывает потери в 2015 г. при ценах на нефть 60 долл. США за баррель – казне не хватает 5 трлн. рублей.
Если не резать расходы, то ФНБ будет израсходован к середине 2016 г. полностью.
Бюджет на 2015 г. верстался, исходя из цены на нефть 96 долл. США за баррель и прогноза роста экономики России на 1,2 процента.
В 2016 г. уже ресурсов нет, чтобы бюджет исполнить, не говоря уже о 2017 г.
Поэтому-то власть полагает, что им не обойтись без того, чтобы уже в 2015 г. поставить перед собой задачу провести «пенсионную реформу» с целью её «сбалансированности» без бюджета, то есть, поднять пенсионный возраст.
Кроме того, у руководства страны в данной, искусственно созданной ситуации, нет никакой альтернативы, как повышать налоги, продолжать девальвацию рубля и осуществлять эмиссионное финансирование.
А это высокая учётная ставка, инфляция, необходимость индексации, спираль, – и, в общем, в данной ситуации – выхода нет.
Низкие цены на нефть, сохранение большого оттока капитала и рецессия в 2015 г. продолжат толкать рубль вниз, разгонять инфляцию, доходы населения и потребление будут падать, безработица – расти, ухудшатся условия кредитования, повысится стоимость услуг при одновременном ухудшении их качества, а по истечении нескольких лет кризиса Россия может потерять значимую часть оставшегося производственного потенциала.
Год назад власть не могла предположить ни количественных, ни качественных параметров 2015 г. Следующий год более предсказуем в этом смысле – он будет плохой…
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, пока настоящим банкротом является действующая власть, которая, проводя долгие годы свою «либеральную политику» нанесла и продолжает наносить непоправимый ущерб России и всем её гражданам.
И если не остановить это вредительство, целенаправленное, или по недоумению, то банкротом, в конце концов, окажется вся страна и все граждане.