Россия – Украина – Белоруссия: возможные пути экономического взаимодействия
Резолюция Брюсселя по Украине надолго закрыла перед ней возможные варианты сотрудничества с Евросоюзом на условиях, отличных от ультиматума ЕС. «Зачистка» политического поля в Белоруссии, а также новая военная доктрина А.Лукашенко закрывают возможности улучшения отношений с Брюсселем перед Минском. Угроза войны в Сирии, нагнетание напряжённости вокруг Ирана и игра Запада против энергетических инициатив РФ сужают поле манёвра и для Москвы.Да и очередной виток кризиса никто не отменял. Здесь впору задуматься над условиями экономической безопасности наших государств. В одиночку у каждого из них – шансом меньше, чем в кооперации друг с другом… Однако как только речь заходит о кооперации (или интеграции), на первый план выходит не польза / эффективность, а частный интерес тех, кто уже давно «спутал свою шерсть с государственной». Вести дальше этот разговор есть смысл только с точки зрения государственного подхода к решению вопроса. И возможные здесь шаги, которые сейчас еще могут быть эффективны, в очень скором времени станут недостаточными или невозможными, ибо время работает против всех.
«Кадры решают всё»
Первая задача, которую придется решать оперативно, – это восстановление системы образования. Именно восстановление, поскольку чужие стандарты, которыми 20 лет уже «кормят» детей и молодежь, не адекватны существующей экономической ситуации и не ориентированы на научно-технический прогресс. В этой сфере должно быть сформировано образовательное поле с общими стандартами для наших стран, учитывающее настоящую ситуацию с дефицитом кадров в преподавательской сфере и отвечающее интересам государств в области не только экономической политики, но и стратегического развития. Взаимным признанием дипломов тут не обойдешься. Это в области истории или литературы можно проводить всевозможные «эксперименты». Когда развал распространяется на точные науки, ни рабочие, ни инженеры подготовлены быть не могут.
И РФ, и Украина практически полностью утратили базу подготовки профессионально-технического образования молодежи. К счастью, есть опыт Белоруссии, позитивный опыт, но у нее не хватит ресурсов самостоятельно сохранять statusquo в этом вопросе. К тому же проект перехода в Белоруссии на 4-летнее высшее образование может вскоре полностью уничтожить систему подготовки научных кадров и ИТР и там.
Следует немедленно отказаться от тестовой системы оценок в школах и вузах как не соответствующей современным требованиям и не обеспечивающей достаточную квалификацию кадров. Необходимо также ликвидировать все «инновации» Болонской системы, которая в принципе не подходит для подготовки специалистов для реального сектора экономики или фундаментальной науки, поскольку не дает ни системного, ни профильного образования. Если этого не сделать вовремя, уже через 10–15 лет ни о каком внутреннем производстве речи больше не будет. Собственное производство умрёт.
Общие ГОСТы
Вступление в ВТО много лет провозглашалось панацеей для национальных экономик стран бывшего СССР. Однако результат оказался намного более прозаическим и плачевным. Переход на некие «международные стандарты» оказался очень дорогостоящим и фактически ненужным, поскольку советские ГОСТы во многом не уступали, а то и превосходили западные аналоги (потому-то ликвидация их – одно из основных условий вступления в ВТО), а западные рынки как были, так и остались закрытыми для наших товаров. Ликвидация системы собственных стандартов – это лишение страны единственного инструмента нетарифного регулирования импорта, разрешенного в рамках ВТО.
Использование общих стандартов на внутреннем рынке необходимо как один из путей нивелирования недобросовестной конкуренции. В частности, отсутствие необходимости получать европейские сертификаты качества существенно снизит финансовую нагрузку на предприятия-изготовители. Если кому-то кажется, что от этого пострадает качество… то здесь вполне разумно применять рыночные механизмы. Сложно принудить потребителя при равной цене выбирать менее качественный продукт (хотя и это возможно с помощью рекламы). Общие стандарты позволят решить проблему с совместимостью полуфабрикатов и комплектующих, а также существенно упростят подготовку кадров, повысят мобильность трудовых ресурсов, а также вынудят сторонних производителей для входа на внутренний рынок адаптировать свои продукты к местным ГОСТам, что позволит использовать для техобслуживания местные комплектующие (а это – создание новых рабочих мест).
Использование возможностей Таможенного союза
15 октября Кабмин Украины назвал условия вступления ее в Таможенный союз с РФ, Беларусью и Казахстаном: отмена экспортных пошлин на нефть, отмена экспортных пошлин на нефтепродукты, снижение цен на газ. По словам замминистра экономики Украины В.Мунтияна, необходимо также добиться отмены российских защитных мер и урегулирования вопроса о гарантиях погашения возможных (в случае вступления Украины в ТС) компенсационных требований ВТО, цена этого вопроса – около 2 млрд. долларов. «В Украине дефицит бюджета, этих двух миллиардов долларов нет. Украина может пойти на переговоры со странами ВТО, сказать, что мы вступаем в новую организацию, при условии, если у нас будут гарантии, что эти компенсации будут обеспечены», – сказал В.Мунтиян. Он назвал и еще одно условие – «обеспечение загрузки украинской газотранспортной системы», поскольку Украина не может себе позволить потерять свой транзитный потенциал.
Примечательно, что как только в ЕС громко выразили своё недовольство приговором Ю.Тимошенко, украинская власть моментально сменила свой курс на противоположный и решила вступать в Таможенный союз. На мой взгляд, однако, до тех пор, пока ТС будет рассматриваться исключительно в политическом контексте, вреда от него будет больше, чем пользы, поскольку любые переговоры из сферы рационального будут переходить в сферу иррационального, а акцент будет смещаться с государственных интересов на личные интересы политиков, поддерживающих их олигархов и принадлежащих им компаний.
Вместе с тем, пока руководители всех заинтересованных стран не придут к общему пониманию того, что согласованная экономическая политика принесет гораздо больше выгод всем, чем конфронтация или взаимные интриги, Таможенный союз в полную силу не заработает.
Согласованные действия на внешних рынках
Прежде чем говорить о том, что и как делать на внешних по отношению к странам Таможенного союза рынках, желательно очертить приоритеты, основанные не на «виртуальном прожектерстве», очень популярном сейчас у политиков, а аудите имеющихся возможностей и просчитанных, подкрепленных ресурсами планах на будущее.
На сегодня я вижу следующие возможные приоритеты сотрудничества на внешних рынках:
– рынок продовольствия (зерна и масличных в первую очередь);
– рынок вооружений;
– рынок энергоносителей;
– рынок металла:
– рынок химических удобрений;
– рынок авиапрома (самолеты и ремонт);
– рынок строительных материалов;
– рынок сервисных IT-технологий.
Рынок продовольствия
Основным инструментом на этом рынке может быть зерновой пул. Но… на его пути встал вопрос о приватизации земли в Украине. По существу это будет не приватизация, а закрепление итогов многолетней работы черного рынка земли и ее распродажа иностранцам и иностранным компаниям. Те ограничения, которые предусмотрены в законе «О рынке земли» обходятся элементарно, особенно с учетом того, что регистрация объектов собственности и прав собственности на землю в Украине разделена. Корреляция между этими процедурами – максимально непрозрачна.
Даже далекому от зернового рынка человеку понятно, что интересы латифундистов Южной Америки, к примеру, которые войдут на украинский рынок земли, будут в корне отличаться от интересов как украинских компаний, так и российских. Так что в интересах именно российского бизнеса – сделать всё возможное для блокирования продажи земли в Украине в нынешних условиях.
Рынок вооружений
Еще пятилетка противостояния на этом рынке – и Россия, Украина, а также Белоруссия рискуют лишиться его вообще, кроме каких-то совершенно мелких и незначительных сегментов. Причем лишиться исключительно по своей собственной инициативе, за счет самостоятельного уничтожения оборонпрома, задача которого – продавать столько вооружений, чтобы полученная прибыль шла на обеспечение выполнения госзаказа по перевооружению собственных армий. Это и есть задача №1. Не получение прибыли как таковой, а поддержание стратегического паритета. Полученная прибыль должна инвестироваться в разработку новых видов вооружений.
Рынок энергоносителей
Несмотря на все программы экономии энергии и вывод производств из Европы в Китай и страны ЮВА, энергопотребление Европы не падает, а остаётся стабильным или даже немного растет. Следовательно, все «газовые войны» только вредят нашим странам и вместо прибылей приносят убытки. Всем! Исключений нет. Здесь логично было бы создать консорциум по модели «производители + транзитеры».
Рынок металла
Турция и Китай уже выталкивают и Украину, и Россию с этого рынка. Потому сотрудничество здесь может идти по двум направлениям: внедрение новых технологий, которые позволят снизить себестоимость металла, и переход с проката на более трудосодержащую номенклатуру, а также – ориентация на внутренний рынок. Замена всей инфраструктуры ЖКХ, что потребуется сделать всем странам бывшего СССР, надолго обеспечит металлургов внутренним спросом.
Рынок химических удобрений
Проблема нехватки продовольствия уже налицо, и с течением времени эта проблема будет усугубляться. Согласованная политика на этом рынке должна обеспечивать низкие внутренние цены и конкурентные внешние.
Рынок авиапрома (самолеты и ремонт)
Если сейчас не слить в единый картель оставшиеся КБ, производственные мощности и подготовку инженеров и рабочих, то с собственными самолетами можно будет вскоре просто попрощаться.
Рынок строительных материалов
Пример строительной империи Елены Батуриной показывает, что и этот рынок вполне возможно расширять вовне и отвоевывать и у европейцев, и у азиатов.
Рынок сервисных IT-технологий
Пример Яндекса показывает, что ничто не мешает завоевывать новые рынки не путем продажи на них своих специалистов, а предлагая готовые решения и продукты. К тому же здесь ничто принципиально не мешает сотрудничать и с западными компаниями. Так, в частности, не вижу ничего невозможного в том, чтобы на новых гаджетах от Нокии, к примеру, был не только чип ГЛОНАСС, но и собственная операционная система от Яндекса, сравнимая с гугловским «Андроидом».
И это далеко не полный перечень возможностей.